- Мирбо
-
I
(Октав Mirbeau) — французский романист и журналист; род. в 1850 г.; сотрудничал в "Gaulois", "Illustration", "Figaro"; должен был оставить сотрудничество в газетах из-за статьи против комедиантов, приведшей его к ряду дуэлей. После этого он основал "Paris-midi", затем "Grimaces" (1883), в подражание "Фонарю" Рошфора, но с несравненно меньшим успехом. Написал "Slaves et Teutous" — впечатления от поездки в Пруссию, Россию и Австрию (1882), "Lettres de la chaumière" (1886), романы: "Le Calvaire" (1886), "L'abbé Jules" (1888) и др. Талантливые беллетристические произведения М. крайне пессимистичны.II (Октав, дополнение к статье)(Mirbeau). — После первых произведений пессимистически обличительного характера, направленных в значительной степени против власти клерикалов во французской жизни ("Abbé Jules" и др.), М. продолжает до сих пор писать сатиры в том же духе. Он один из самых сильных и талантливых гонителей буржуазности в современной французской литературе. Своего рода шедевр в этом роде прославившийся во Франции и за ее пределами (также у нас) "Дневник горничной" ("Le journal d'une femme de chambre"). В этой книге буржуазный быт описывается как бы по наблюдениям горничной, видящей всю изнанку жизни почтенных и якобы строго нравственных буржуазных семей. В "Дневнике" поразительно уменье автора перевоплощаться в созданный им тип горничной; с полной иллюзией воспроизведен не только экспрессивный грубый жаргон не стесняющейся парижанки, но и ее психология — смесь трезвого ума, здоровой совести в суждениях и романтической сентиментальности в жизненных идеалах. Своим "Дневником" М. породил во Франции целую литературу фиктивных мемуаров и дневников, написанных от лица каких-нибудь типичных представителей — а чаще представительниц — разных общественных типов. Вилли с его дневниками Клодины ("Claudine à l'école", "Claudine en ménage" и др.), Фрапие в своей "Maternelle" (дневник интеллигентной служанки в яслях) — прямые ученики М. Его "Дневник" сильнее по беспощадности обличения, чем общественные сатиры его последователей. Несмотря на обилие порнографических подробностей, книга эта — произведение строгого моралиста; такой ее признал у нас Л. Толстой. Другая книга M., "Jardin des supplices", приближается скорее к произведениям новейшей символической школы по своему эстетизму, по стремлению воссоздать необычайно острые болезненные ощущения, накоплять ужасы в духе Эдгара Поэ. В своих драматических пьесах М. опять возвращается к острой сатире нравов и пишет художественные обличительные комедии. Очень известна его драма "Дурные Пастыри" ("Mauvais bergers"), направленная против неумелых и слишком увлеченных личными целями главарей рабочего движения, действующих иногда в ущерб массе. Эта драма, с ее серьезным замыслом, менее удачна, чем небольшие одноактные сатирические пьески М.; из них некоторые — истинные перлы тонкой иронии, напр. "Вор", где доказывается, что единственная честная профессия — откровенное занятие воровством, так как все другое — скрытое воровство. Очень ядовита небольшая пьеска "Портфель", где сытому лицемерию бюрократа противопоставляется грубая честность проститутки и наивная честность старого рабочего. Целый ряд других пьес: "Старые супруги" ("Vieux ménage"), "Любовники" ("Amants") и др. преследуют все туже цель: изобличение буржуазного лицемерия, лжи, господствующей в нравах общества, тупого эгоизма сытых людей. Все маленькие пьесы М., собранные в томике "Farces et moralités", искрятся остроумием, блестящими картинами отрицательных явлений общественной жизни, сарказмом яркого диалога. М. — также выдающийся публицист. Его газетные хроники на общественные темы собраны в интересной книге под заглавием: "Les 21 jours d'un neurasthénique". И теперь продолжают появляться в газетах его остроумные, большей частью сатирические хроники и статьи. В общем, М., как и его единомышленник и отчасти учитель Анатоль Франс, проповедует общественные реформы, горячо заступается за интересы рабочего класса и преследует пороки угнетающей трудящуюся массу буржуазии. Многие его пьесы и рассказы переведены на русский яз. См. биографию М. и библиографию в посвященной ему книжке из серии "Célèbrités d'aujourd'hui".З. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.