Методика истории

Методика истории
занимается вопросом о методах преподавания истории, в отличие от исторической методологии, предмет которой — методы исторического исследования. В этой педагогической дисциплине существует масса спорных вопросов — о преимуществах того или другого способа преподавания истории, начиная с выбора материала и приемов сообщения его учащимся и кончая целями, какие должно преследовать преподавание истории. Ввиду того что школьное изучение истории растягивается на несколько лет и отдельные части предмета преподаются учащимся разных возрастов (12—13 лет в начале курса, 18—20 — в конце), многие стоят за концентрический способ, при котором вся история проходится по меньшей мере два раза, но различным образом. Различие между обоими курсами может состоять либо только в большей краткости и сжатости (так сказать, конспективности) первого сравнительно с последними, либо в самом их характере. Более разумно, конечно, держаться второго взгляда. Младший курс должен быть эпизодическим, старший — систематическим, как это и было у нас еще недавно в гимназическом преподавании истории, причем изложение истории для учеников младшего возраста должно быть по возможности конкретным, а большая или меньшая отвлеченность допускается только в старшем курсе. Важное значение в методике истории имеют вопросы о желательном характере учебника, о рассказе или объяснениях учителя, о классном или внеклассном чтении, о пособиях (исторические атласы, картины и т. п.), о письменных работах ("сочинениях") учащихся на исторические темы и т. д. От ответа на вопрос о том, в каком отношении история, как предмет преподавания, должна стоять к истории, как науке, зависит и то, какие цели нужно ставить историческому преподаванию. Многие доселе еще думают, что история должна быть лишь средством для развития памяти (запоминание собственных имен или хронологических дат), для упражнения в гладком рассказе, для развития нравственных или патриотических чувств. Нет спора, что все это может быть результатом обучения истории; но если эти результаты будут ставиться целями исторического преподавания, то последнее непременно исказится, и история, как предмет преподавания, будет очень далека от истории, как науки. Лучшие педагоги держатся теперь того мнения, что преподавание истории должно иметь по возможности научный характер и содействовать историческому пониманию действительности. М. истории имеет свою довольно обширную литературу, o которой см. Педагогика.
Н. К.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Методика истории" в других словарях:

  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ — МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. 1. Совокупность методов, способов, приемов обучения, направленных на овладение иностранным языком. Различают общую М. о. и. я. – занимается изучением общих закономерностей и особенностей процесса обучения… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА — частная дидактика, теория обучения определённому уч. предмету. Объектом исследования М. у. п. является процесс обучения той или иной уч. дисциплине, предметом связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному уч. предмету. Изучая …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Методика «Родительское сочинение» проективная. О. А. Карабанова — Предназначена для диагностики родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методика референтометрическая (референтометрия). Е. В. Щедрина — Референтометрическая методика способ выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методика Роршаха (Rorchach technique) — Эта методика приобрела известность после публикации в 1921 г. «Психодиагностики» (Psychodiagnostik) Германа Роршаха. Он рассматривал психич. расстройства как (овладевающие человеком) болезненные сущности (disease entities) и любил говорить о… …   Психологическая энциклопедия

  • Методика учебного предмета —     частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету М.у.п. разрабатывает и предлагает преподавателю определённые… …   Педагогический терминологический словарь

  • методика — и; ж. [от греч. methodikē правила речи] чего. 1. Совокупность методов, приёмов практического выполнения чего л. М. научного исследования. М. сварки труб большого диаметра. 2. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных… …   Энциклопедический словарь

  • методика — и; ж. (от греч. methodikē правила речи) см. тж. методический чего 1) Совокупность методов, приёмов практического выполнения чего л. Мето/дика научного исследования. Мето/дика сварки труб большого диаметра. 2) Раздел педагогики, рассматривающий… …   Словарь многих выражений

  • Преподавание истории в школе — (ПИШ)  независимый российский научно теоретический и методический журнал, выходит с 1916 г. В 1920 е гг. не издавался, в 1934 г. издание возобновлено. Периодичность  10 номеров в год (перерыв июнь и июль), объем 80 стр. Журнал …   Википедия

  • Коса–Бирмана методика — заколдованная семья (Kos M., Biermann G., 1973). Проективная методика для исследования детей и подростков. Инструкция: Вообрази, что пришел чародей и заколдовал всю семью, взрослых и детей. Нарисуй, что произошло . Затем следуют расспросы об… …   Толковый словарь психиатрических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»