Мертвая природа

Мертвая природа
(nature morte, Stilleben) — так называется род произведений живописи, изображающих битую дичь и других животных, цветы, плоды, раковины, вазы и многие другие неодушевленные предметы, принадлежащие к произведениям природы и человеческих рук. В этом роде живописи первое достоинство есть точное подражание изображаемым предметам, и в распоряжении художника остается лишь изящная их группировка и колоритная приятная светотень. Одни художники исполняют такие картины в декоративном вкусе и пишут свои композиции широко и свободно, другие любят живопись тонкую и чрезвычайно законченную. Неподвижность модели, возможность продолжительного неизменного ее освещения позволяют доводить техническое исполнение до крайней степени совершенства, так что может быть ни в каком другом роде собственно живопись, в смысле исполнения, не достигает такой высоты, как в этом. Происхождение этого рода живописи надо искать в Голландии, и первоначально изображения М. природы делались, вероятно, просто для вывесок; первым по времени художником М. природы считается Давид де Гем (1570—1632), за которым следовало много других де Гемов, в числе которых и знаменитый Ян Давид де Гем; главнейшие художники, следовавшие один за другим до начала XVIII столетия, поименованы в ст. Голландская живопись (см.). Огромные картины Снидерса, современника Рубенса, изображавшие мясные и рыбные лавки, хотя и оживленные человеческими фигурами, в сущности, должны быть отнесены тоже к М. природе. На эти произведения был немалый спрос у голландцев, любивших все, что изображало и напоминало им их обычный быт до малейших подробностей. Галерея Эрмитажа богата прекрасными произведениями этого рода. У других народов этот род не имел такого значения; у французов, например, он имел скорее декоративное значение, хотя нередко служил областью, в которой техническое мастерство с присущим французам вкусом находило высшее себе выражение. Таковы, например, произведения современного нам французского художника Валлона. В России этот род живописи не имеет почти никакого значения, кроме декоративного, и то случайного.
Ф. П.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Мертвая природа" в других словарях:

  • натюрморт — (фр. nature morte букв. мертвая природа) в изобразительном искусстве изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. натюрморт… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МЁРТВЫЙ — МЁРТВЫЙ, мёртвая, мёртвое; мёртв, мертва, мёртво и мертво. 1. Умерший, такой, в котором прекратилась жизнь; лишенный жизни. Мертвое тело. Мертвая птица. «На поле сражения лежали мертвые люди и лошади.» Пришвин. || в знач. сущ. мёртвый, мёртвого,… …   Толковый словарь Ушакова

  • мёртвый — ая, ое; мёртв, мертва, мёртво и мертво, мёртвы и мертвы. 1. Такой, который умер, лишился жизни; противоп. живой. [Черкес] пробитый в грудь свинцом, Был в поле унесен конем, И, мертвый, на седле все бился! Лермонтов, Измаил Бей. Через мгновенье мы …   Малый академический словарь

  • Шеллинг Фридрих — Шеллинг и романтические страдания идеализма Жизненный путь, эволюция и сочинения Шеллинга     Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг родился в Леонберге (близ Штутгарта), в 1775 г., в семье пастора. Окончив классическую гимназию, в пятнадцать лет он… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • приро́да — ы, ж. 1. Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека. Законы природы. □ В ходе подготовки космических путешествий человечество поднимается на новую ступень в науке и технике, еще глубже проникает в самые …   Малый академический словарь

  • натюрморт — а; м. [франц. nature morte мёртвая природа]. Жанр изобразительного искусства изображение неодушевлённых предметов (вещей, цветов, фруктов, снеди и т.п.); произведение такого жанра. Написать н. Н. с фруктами и цветами. Н. Кузнецова. / Разг. О… …   Энциклопедический словарь

  • Смех — психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно… …   Литературная энциклопедия

  • Смех —     СМЕХ психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется… …   Словарь литературных терминов

  • натюрморт — французский язык любит смягчать звучание согласных, поэтому латинская natura природа получило во Франции произнесение натюр. Morte по французски мертвый. А мертвая природа, натюрморт изображение на бумаги или холсте неодушевленных предметов, один …   Занимательный этимологический словарь

  • Техника и естествознание в Европе во второй половине XVII и в XVIII в. — В науке второй половины XVII в. окончательно победили гелиоцентрическая система, динамика Галилея и картезианская физика (т. е. физика Декарта и его последователей). По сравнению с первой половиной XVII в. научное представление о мире во многом… …   Всемирная история. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»