Лойола

Лойола
(Дон-Иниго-Лопец де-Рекальдо Loyola) — основатель иезуитского ордена, род. в 1491 г. в замке Лойола в баскской провинции Guipuzcoa; происходил из очень древней испанской фамилии, пользовавшейся при дворе большими привилегиями. Иниго, или Игнатий, был младшим из 13 детей; юношеские годы он провел при дворе Фердинанда Католического, сначала в качестве пажа, а позже рыцаря; здесь он проявлял и военную храбрость, и усердие к церкви, и любезность к дамам. Научное образование Л. было весьма ограничено. Выдающейся чертой его характера уже в юношеские годы было чрезмерное честолюбие: он всегда желал выделиться, быть первым. Даму своего сердца он выбирал из принцесс крови. Любимым чтением Л. был средневековый роман "Амадис Галльский". Свое религиозное рвение он проявил, между прочим, в составлении романса в честь св. Петра, своего патрона. При защите Пампелуны против французов в 1521 г. Л. был тяжело ранен в обе ноги. Отправленный в отцовский замок, он подвергся мучительной операции; сначала ему вправили ногу, но так как эту операцию сделали в первый раз неудачно, то пришлось два раза ломать ногу и вновь ее вправлять, при чем отрезана была часть наросшего мяса. Все это Л. перенес с героическим стоицизмом, но остался хромым, не способным ни к военным подвигам, ни к рыцарскому образу жизни. Во время леченья он принялся читать жития святых, страдания которых — в особенности Доминика и Франциска — получили в его глазах такую же цену, какую раньше имели подвиги рыцарей и героев. С свойственным Л. честолюбием он теперь желал приобрести небесную славу земными страданиями; апостольское поприще рисовалось пред его глазами. Он решился сделаться духовным воином Христа, Богоматери и св. Петра, вожаком Христовой милиции. На небесах он надеялся найти те богатства и царства, каких Амадис достиг на земле рыцарскими заслугами. В марте 1522 г. Л. пошел на богомолье в Montserrat близ Барселоны, где хранился чудотворный образ Богородицы. На пути он строго соблюдал посты и бичевал себя. Дойдя до Montserrat, Л. простоял целую ночь с оружием в руках перед новой дамой своего сердца и повесил перед образом Марии свой меч и кинжал. Отдав затем нищим всю свою одежду, он в рубище решил идти в Палестину, чтобы обращать неверных в христианство. Чума задержала отъезд Л., и он поселился в небольшом городке Каталонии, Манрезе. Здесь он пережил кризис, напоминающий душевное настроение Лютера в августинском монастыре. Он питался хлебом и водою, по семи часов стоял на коленях, отгонял от себя сон и пр. Чем больше он изнурял себя, тем более воспламенялась его фантазия. Перед ним отверзались небеса, он видел св. Троицу, Матерь Божию, Христа и святых. Ему казалось, что дьявол и демоны подсказывали ему зло, а Бог и ангелы указывали путь к спасению. Новая тяжелая болезнь утвердила в нем решение заменить отшельничество деятельностью на пользу церкви. Для восстановления сил он смягчил суровость своего аскетизма и стал даже усматривать в самоистязаниях тяжкий грех по отношению к Богу, давшему ему и дух, и тело. В 1523 г. Л. отправился в Италию, а оттуда пилигримом в Иерусалим, но, без сочувствия встреченный местным католическим духовенством, вернулся в Европу. Убедясь, что для достижения цели ему необходимы знания, он 33 лет от роду стал изучать философию и богословие в Алькале и Саламанке и в то же время учил детей крестьян и наставлял их в законе Божием. С подозрением следила за Л. инквизиция, и он дважды был арестован. Преследования заставили его покинуть Испанию: он поселился в Париже (1528), где среди университетской молодежи надеялся найти сторонников и при их содействии основать общество для обращения неверных в христианство. Знания Л. оказались недостаточными для поступления в Сорбонну; он должен был предварительно пройти классы грамматики и философии. В Париже Л. тесно сдружился с двумя воспитанниками Сорбонны, будущими деятелями его ордена — Лефевром, савойцем, и Франциском Ксаверием из Пампелуны. Материальной помощью Л. склонил на свою сторону и нескольких своих соотечественников — Лайнеза, Сальмерона, Бобадилью и Родригеца. 15 августа 1534 г. все члены Лойолова кружка собрались на Монмартре и здесь, в церкви св. Марии, дали обет целомудрия и бедности и поклялись идти в Палестину с миссионерскою целью, а если бы последнее оказалось невозможным, то отдать себя в безусловное распоряжение папы. Между 1535 и 1537 гг. Л. побывал в Испании, где его щедро снабдили средствами благочестивые люди, уже тогда считавшие его святым. В 1537 г. Л. и его товарищи собрались в Венеции, но вследствие войны Венеции с Турцией отплытие в Палестину сделалось невозможным. В этом препятствии Л. усмотрел высшую волю, предназначавшую ему иное поприще деятельности. В июне 1537 г. Л. и его товарищи были посвящены в священнический сан, в конце года они явились в Рим, и двое из них были назначены профессорами богословия в римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение, скоро, однако, прекратившееся: Л. добился личного свидания с папой, продолжавшегося целый час и совершенно обеспечившего его положение. Представляя папе проект своего ордена, Л. к трем обычным монашеским обетам — целомудрие, бедность, послушание — присоединил четвертый: постоянное служение Христу и папе. В 1540 г. устав ордена Иисуса Христа был утвержден папскою буллою: "Regimini militantis ecclesiae" (см. иезуиты). Л. был первым генералом ордена Иисуса. Он был до фанатизма предан католической церкви. Если, говорит он, римская церковь назовет белое черным, мы должны без колебания следовать ей. Выше всего он ценил практическую мудрость; от новых членов ордена он требовал слепого и неограниченного повиновения. Организаторский талант его был поразителен. Л. умер в 1556 г. и похоронен в Риме, в церкви И. Хр. В 1622 г. он был канонизирован папою Григорием XV. Составленные им "Exercitia Spiritualia" представляют собою сочетание молитвы и самоиспытания, воображаемого беседования с Богом и святыми. В первую неделю упражнений следовало просить милостыню, во вторую — представить себе образ и жизнь Христа, в третью — историю страстей Христовых, в четвертую — воскресение Христово. За этим следовали три ступени очищения: первая ступень — размышление о прошлых грехах, вторая — созерцание Христа, третья — сближение с Богом. Дойдя до 3-й ступени, кающийся произносил молитву: все в Боге, все от Бога, все возвращается к Богу. Последнее слово Exercitia — безусловное подчинение римской церкви; их цель — обратить человека, поступающего в орден, в автомата, убить в нем всякую индивидуальность. Нравственность обращалась в механизм; люди подпадали под власть какого-то нравственного гипнотизма. О Constitutiones, составленных Л. и давших организацию его ордену, см. иезуиты. Ср. М. Philippson, "La Contre-révolution religieuse au XVI siècle" (Брюсс. 1884), и Eberhard Gothem, "Ignatius von Loyola u. die Gegenreformation" (Галле, 1895), а также соч., указанные в ст. иезуиты (см.). В 1874-77 гг. изданы письма Л.: "Cartas de S. Ignacio de L.". Специальные труды о Л. перечислены в соч. Huber'a, "Der Iesuitenorden" (Б. 1873).
Г. Ф.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Лойола" в других словарях:

  • ЛОЙОЛА — (Loyola) Игнатий, настоящее имя Иниго Лопе де Рекальдо (род. 31 мая или 1 июня 1491, замок Лойола, близ Аспейтиа, провинция Гипускоа – ум. 31 июля 1556, Рим) – исп. философ и теолог; основатель братства Иисуса (ордена иезуитов, утвержденного… …   Философская энциклопедия

  • Лойола — (Дон Иниго Лопец де Рекальдо Loyola) основатель иезуитскогоордена, род. в 1491 г. в замке Лойола, в баскской провинции Guipuzcoa;происходил из очень древней испанской фамилии, пользовавшейся при дворебольшими привилегиями. Иниго пли Игнатий был… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЛОЙОЛА — (Loyola) Игнатий (1491? 1556), основатель ордена иезуитов (1534). Испанский дворянин. С 1541 пожизненный генерал ордена. В сочинении Духовные упражнения изложил систему иезуитского воспитания. Канонизирован католической церковью (1622) …   Современная энциклопедия

  • Лойола — Святой Игнатий де Лойола (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola, баскск. Inazio Loiolakoa, ок. 1491  31 июля 1556)  католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов); точная дата рождения неизвестна, предположительно 1491 или… …   Википедия

  • Лойола — (Loyola)         Игнатий [23.10.1491(?), замок Лойола, провинция Гипускоа, 31.7. 1556, Рим], основатель ордена иезуитов (См. Иезуиты) (1534). Мелкий испанский дворянин. Избранный в 1541 пожизненно «генералом» ордена, Л. превратил его в орудие… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛОЙОЛА Игнатий — ЛОЙОЛА, СВ. ИГНАТИЙ СВ. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА (1491 1556), испанский церковный деятель, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов). Игнатий Лойола родился, вероятно, в 1491 в Лойоле близ Аспейи в Бискайе. С детства он мечтал о военной службе, однако… …   Энциклопедия Кольера

  • Лойола Игнатий — (1491 1556 гг.) основатель ордена иезуитов (1534 г.). Мелкий испанский дворянин. Избранный в 1541 г. пожизненно главой ордена, Лойола превратил его в орудие контрреформации. Он выработал организационные и моральные принципы ордена; в сочинении… …   Исторический словарь

  • ЛОЙОЛА (Loyola) Игнатий — (1491? 1556) испанский дворянин, основатель ордена иезуитов. Выработал организационные и моральные принципы ордена …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лойола Игнатий, св. — Лойола Игнатий, св. (Loyola Ignatius, St) (1491 1556), исп. церк. реформатор, основатель и первый генерал монашеского ордена иезуитов. Родом из дворян, служил при дворе Фердинанда II, короля Арагона. Его воен. карьера закончилась после ранения в… …   Всемирная история

  • Лойола, Игнатий — ЛОЙОЛА (Loyola) Игнатий (1491? 1556), основатель ордена иезуитов (1534). Испанский дворянин. С 1541 пожизненный “генерал” ордена. В сочинении “Духовные упражнения” изложил систему иезуитского воспитания. Канонизирован католической церковью (1622) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»