- Липпс
- (Теодор Lipps) — немeцкий философ (род. в 1851 г.), ординарный профессор в Мюнхене. Интересы Л. тяготеют главным образом к психологии. Кроме специально психологических сочинений им написаны исследования по логике, эстетике, этике; всем этим дисциплинам Л. придает психологический характер и ставит их в зависимость от психологии. Значение трудов Л. в современной философии определяется чрезвычайной тонкостью и силой его логического анализа и редкой дисциплинированностью мысли. Не открывая новых путей и горизонтов, работы Л. являются тем не менее вполне оригинальными в силу указанных свойств его дарования. Аргументация и определения Л., всегда строго обдуманные, отличаются виртуозной краткостью и меткостью. Не отрицая принципиально метафизики, Л. почти никогда не переступает пределов положительного знания. Он отстаивает полную самостоятельность психологии и независимость ее от физиологии. Единственные факты, непосредственно данные психологу — те, которые касаются его собственного сознания. Поэтому первой и основной задачей психологии является правильное описание явлений сознания и замечаемой в сознании закономерности. Данные физиологии и анатомии могут быть привлекаемы в психологию только тогда, когда сущность и природа явлений сознания вполне определена и выяснена. Л. восстает против современных попыток свести чувство и волю на ощущения. В основе сознания Л. находит некий субстрат психических явлений или реальное "я". От реального "я" Л. отличает феноменальное, конкретно чувствуемое в сознании. Последнее относится к первому, как слышимый звук к реальному тону, т. е. к определенной звуковой волне. Против понимания "я", как комплекса явлений сознания, Л. возражает тем, что каждое явление сознания уже предполагает "я" и его в себе заключает, как неизбежный пункт отношения. В состояниях сознания Л. различает две основные группы: чувства и ощущения. Чувства являются абсолютно субъективными состояниями сознания; это переживаемые качества, или определения нашего "я". Каждое чувство есть непременно чувство — "я". Им противостоят ощущения, отличающиеся объективностью. В ощущениях надо различать содержание от самого ощущения (точно также представление — от акта представливания). Содержания ощущений абсолютно предметны, самое же ощущение есть непосредственно пережитое отношение между его содержанием и ощущающим "я". Все состояния сознания, вместе с объединяющим их чувством "я", понимаются Л., как феномены, заставляющие, однако, мыслить в их основе нечто "реальное". О природе этого "реального" Л. дает некоторые указания в заключительной главе (Metaphysisches) своего сочинения: "Leitfaden der Psychologie". Это реальное может быть мыслимо только в категориях сознания же. В основе всей действительности лежит духовное бытие, объединенное в абсолютном "я". Каждое индивидуальное эмпирическое "я" должно мыслиться как один из пунктов сознания абсолютного "я", представляющего чистую телеологически развивающуюся активность. Наиболее своеобразно трактуются у Л. проблемы логики. Исходным пунктом мышления и знания он считает опыт в широком смысле слова, т. е. всякого рода переживания или объекты сознания. Знание есть приведение объектов сознания в объективно-необходимую связь. Под объективно-необходимой связью следует разуметь такое соединение объектов знания, которое обусловливается самыми объектами. Соответственно этому мышление, как психическая деятельность, есть объективно обусловленный процесс представления. Основной формой мышления Л. признает суждение. Понятие им определяется как потенциальное суждение (пояснительно-называющее), в котором слово служит субъектом или предикатом. Сущность суждения Л. определяет как сознание объективной необходимости сосуществования или порядка предметов сознания. Своеобразно у Л. подразделение суждений на субъективные и объективные. Это подразделение не стоит у Л. в противоречии с определением мышления, как объективно обусловленного процесса: объективная необходимость осуществляется и в субъективных суждениях, но только к ней присоединяется субъективный фактор. К субъективным относятся, напр., сравнивающие суждения; в них акт сравнения зависит от нашего свободного решения, но результат определяется свойствами сравниваемых объектов. Объективными являются суждения о пространстве, времени и качестве. Наиболее отступает Л. от традиционного изложения логики в учении о законах мышления. По его мнению законы тожества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания представляют или тавтологию, или же простое описание тех отношений, которые составляют сущность суждения. Л. признает только один закон мышления, состоящий в законосообразности самого мышления. Весьма существенным нововведением в логике Л. является закон непрерывности, выводимый Л., как следствие, из закона причинности. В этике Л. примыкает очень близко к Канту, но вместе с тем его взгляды являются родственными Гюйо. Всякий мотив, всякое стремление сами по себе хороши. Сущность нравственного зла заключается в отсутствии мотивов и стремлений и в происходящей от этого дисгармонии. В этике Л. уделяет много внимания современным общественным вопросам, при чем его политические взгляды идут в уровень с самыми прогрессивными течениями современности. Сочинения Л.: "Grundthatsachen des Seelenlebens" (1883); "Psychologische Studien" (1885); "Der Streit über die Tragödie" (1891); "Aesthetische Factoren der Raumanschauung" (1891); "Grundzü ge der Logik" (1893; русский перевод Лосского: "Основы логики", 1902); "Psychologie der Komik" (в "Philosophische Monatshefte" 1888 и 1889 гг., 24, 25); "Die ethischen Grundfragen" (1899; русский перевод под ред. П. Струве и Н. О. Лосского: "Основные вопросы этики", 1905); "Das Selbstbewusstsein" (1901; русский перевод М. Лихарева: "Самосознание", 1903); "L e itfaden der Psychologie" (1903). См. рец. на русск. пер. "Основы логики" С. Алексеева ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1902); С. Аскольдов, "Мышление как объективно обусловленный процесс" ("Вопросы Фил. и Псих.", кн. 66); рецензия С. Аскольдова на русск. пер. "Основные вопросы этики" в "Вопросах Жизни", 1905 г., кн. 6.
С. Алексеев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.