- Лейпцигский диспут
-
Несмотря на данное папе после переговоров с Мильтицем обещание, Лютеру пришлось прервать свое молчание, когда Экк (см.) вызвал Лютерова друга Карлштадта (см.) на диспут в Лейпциге (1519). Экк составил тезисы для диспута так, что они очевидно были направлены против Лютера, который поэтому и не счел возможным уклониться от диспута. Прения происходили в герцогском дворце, в присутствии герцога и множества народа. Сначала (с 28 июня) диспут велся между Экком и Карлштадтом о свободе воли, и только 4 июля выступил сам Лютер, начавший свою речь выражением покорности папе. Два дня спорили противники об оправдании и добрых делах, но не могли придти к какому-либо соглашению. Тогда Экк повернул спор на вопрос о происхождении папского приматства. Лютер доказывал, что главою церкви должно и можно считать только самого Иисуса Христа и что папская власть получила освящение по решениям соборов только в XII в. Экк опровергал это утверждение; тогда Лютер сослался на греческую церковь, не признающую папства, и выразил несколько мнений, послуживших причиной сожжения Гуса, — мнений, отрицавших божественное происхождение папской власти. На этих мнениях Лютер настаивал и тогда, когда Экк в пользу первенства папы привел решение констанцского собора (см.); признать за соборным решением авторитетность Л. не согласился. "Почтенный отец, сказал тогда Экк, если по вашему мнению законно собранный собор может погрешать, вы для меня язычник и мытарь". Лютер разорвал, таким образом, всякую связь с папской церковью.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.