Лактанций


Лактанций
(Люций-Целий-Фирмиан Lactantius) — знаменитый христианский писатель III в. (род. около 250 г. в Африке или Италии, умер около 330 г.), получил хорошее образование и был известен как ритор и особенно стихотворец. Имп. Диоклетиан пригласил его в Никомидию на кафедру риторики в тамошней главной школе (по одним— в 290 г., по другим — в 301 г.). Здесь Л. написал ряд сочинений, которые высоко ценятся критикой: Иероним называет его христианским Цицероном, другие — Григорием Богословом западной церкви. Из них до нашего времени дошли: 1) "О творчестве Божием" (de opificio Dei) — сочинение (написано в 304 г.) не столько христианское, сколько философское, цель которого — напомнить читателю, что у человека должны быть высшие цели бытия. Анализируя строение человеческого тела, как вместилища души, Л. обнаруживает близкое знакомство с тогдашним естествознанием, так что соч. его является настоящим компендиумом антропологии того времени. 2) "Божественные установления" (Institutiones divinae) — последняя по времени, самая блестящая и обширная из христианских апологий. По мысли автора, в язычестве не может быть ни истинной мудрости, ни истинной религии, так как в нем они отделены одна от другой, тогда как религия немыслима без мудрости, мудрость — без религии. Почитая Юпитера и других своих богов, язычники, по мнению Л., в сущности, нередко молились Богу истинному. За критикой учений Пифагора, Сократа; Цицерона и др. следует изложение положительного учения христианства. Л. доказывает, что истинное Богопочитание (cultus) состоит в добродетели, понимаемой в христианском смысле. В конце книги автор излагает учение хилиазма (очень в то время распространенное в христианстве): Бог сотворил мир в шесть дней; отсюда следует, что мир будет существовать 6000 лет; следов. через 200 лет (со времени автора) последует кончина мира и наступит новое, тысячелетнее царство Христово, соответствующее седьмому дню повествования о творении. 3) "О гневе Божием" (De ira Dei) — дополнение к предыдущему сочинению. Автор оправдывает употребление слова "гнев" в применении к Богу, возражая язычникам (особенно стоикам и эпикурейцам), которые не допускали, чтобы Божество могло быть причастно страсти "гнева". По мысли Л., нельзя представить себе Бога, безучастным к добру и злу; в силу своего правосудия он естественно должен наказывать за зло, т. е. гневаться. 4) "О смерти гонителей Христовой церкви" (De mortibus persecutorum) — рассказ о смертиимператоров Нерона, Домициана, Валериана, Диоклетиана, Галерия, Максенция и Максимина. Подлинность его многими оспаривается, особенно в последнее время. 5) По библиографическим указаниям известно еще несколько соч. Л., до нас не сохранившихся: несколько стихотворений, "грамматик", "две книги к Асклепиаду", четыре книги "посланий к Пробу", две — "к Северу и Деметриану". В некоторых из них Л. является писателем настолько мирским и даже не христианским, что папа Геласий отказывался признать их подлинность. Недостатки сочинений Л.: слабое знание еврейского языка, пристрастное, иногда, изображение мнений противников, мысли, ошибочные в догматическом отношении (кроме хилиазма — субординациализм, т. е. учение о подчиненном отношении второго лица Троицы к Богу Отцу) и антинаучные (отрицание антиподов) и др. С 307 или 308 до 317 г. Л. был учителем старшего сына имп. Константина. Лучшие из изданий сочинений Л.; Walchii (Лпц., 1715), Lebrun et Langlet (П., 1748), римское — 1755 г. Oberthur'a, Bunemann'a (с параллельными местами из Цицерона), Fritzsche (Лпц., 1842), Migne — "Patrologiae cursus" (ser. lat. VI и VII), S. Brandt, "Corpus scriptorum latinorum eclesiasticorum", vol. XIX (1890). Русский перевод Карнеева, СПб. 1848 (недовольно точен). О Л. см. в изданиях его сочинений Вальха и Миня; Lenilli, "Etudes sur Lactance" (1846); Overlach, "Die Théologie des Lactantius" (Шверин, 1858); P. Berthold, "Prolegomena zu Lactantius" (1861); Jansen, "Des Lactantius Leben und Schriften", в "Bibliothek der Kirchenväter"; S. Brandt, "Ueber das Leben des Lactantins" (Вена, 1890); его же, "Prolegomena" к его изданию сочинений Л.; Н. И. Барсов, "История первобытной христианской проповеди" (СПб. 1885, стр. 352-369); "Христианское Чтение" 1892 г.
Н. Б — в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Лактанций" в других словарях:

  • Лактанций — Лактанций, Луций Цецилий Фирмиан; Lactantius, Lucius Caecilius Firmianus, ок. 250 ок 330 гг. н. э., латинский философ и писатель. Родился, по видимому, в Африке. Там же получил риторическое образование. Император Диоклетиан призвал его в свою… …   Античные писатели

  • Лактанций — (ок. 250 ок. 330 гг.) христианский писатель и оратор Как скоро люди уверятся, что Бог мало о них печется и что по смерти они обратятся в ничто, то они предаются совершенно необузданности своих страстей, (…) думая, что им все позволено. Греки… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Лактанций — Луций Целий Фирмиан Лактанций (лат. Lucius Caecilius Firmianus Lactantius; около 250, Африка  около 325, Галлия)  ритор из Африки, ученик Арнобия, принявший в 303 г. христианскую веру. За образованность и красноречие Лактанций …   Википедия

  • ЛАКТАНЦИЙ — (Lactantius), Луции Целий Фирмиан (ок 250 – ум. после 325) – церк. писатель, преподаватель красноречия в Никомедии. До принятия христианства склонялся к стоицизму. В своем гл. соч. Божественные установления ( Institutiones divinae ) Л., в отличие …   Философская энциклопедия

  • Лактанций — Люций Целий Фирмиан Лактанций (Lucius Caelius Firmianus Lactantius) (около 240  около 320), христианский писатель и философ, апологет. Сочинения «Божественные установления», «О творчестве Божием», «О гневе Божием», «О смерти гонителей Христовой… …   Энциклопедический словарь

  • ЛАКТАНЦИЙ — Луций Целий Фирмиан (Lucius Caelius Firmianus Lactantius) (ок. 250 ок. 325) христ. богослов, один из отцов церкви . Автор ряда богословских, грамматич. и ист. соч., в т. ч. Божественных установлений ( Institutiones divinae ) в 7 кн., трактатов О… …   Советская историческая энциклопедия

  • ЛАКТАНЦИЙ —    • Lactantius, Firmianus,          вероятно, итальянского происхождения, ученик Арнобия; Диоклетиан назначил его ритором и учителем латинского языка в Никомеде, откуда он впоследствии переселился в Галлию; здесь он был преподавателем Криспа,… …   Реальный словарь классических древностей

  • Лактанций —          Луций Целий Фирмиан (ок. 250 ок. 325) христ. богослов, один из «отцов церкви». Автор ряда богословских, грамматич. и ист. соч., в т.ч. «Божественных установлений» в 7 кн., трактатов «О смерти гонителей», «О гневе божием», «О творчестве… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Лактанций —         Л. Целий Фирмиан (ум. посте 317). христианский богослов. Л. уроженец Африки, был учеником Арнобия; назнач. Диоклетианом ритором в Никомедию, он до 303 перешел в христианство и из за преследований был вынужден уйти из риторской школы;… …   Словарь античности

  • Лактанций —     См. Киприан …   Западная философия от истоков до наших дней

Книги

Другие книги по запросу «Лактанций» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.