- Кюи
-
I
(Цезарь Антонович) — военный инженер, ген.-майор, заслуженный проф. фортификации и акад. Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генерального штаба, композитор и музык. критик, род. в 1835 г., ученик Мопюшки. Впервые выступил в качестве композитора в 1859 г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. — "Анжело". Еще в 1859 г. К. написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера К. "Сын мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих любительских спектаклях. Наибольший успех К. имел со своими романсами и berceuse для скрипки. К. — автор многих оркестровых произведений и камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях" музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе", "Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга "La musique en Russie". Подробный список соч. К. помещен в каталоге Бесселя. О направлении композиторской и критической деятельности К. см. Музыка (русская). К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору Николаю II. Труды К., пользующиеся наибольшим успехом в военном мире: "Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации", (1889) и "Краткий учебник полевой фортификации (7-е изд. 1894). Во время Восточной войны К. был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европ. Турции", перев. на иностранные языки. О нем см. "Артист" № 34; M. Иванов ("Пчела, 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "Историческом Вестнике" (1894); Merci-Argenteau, "César Cui" (II. 1888)II (дополнение к статье)композитор. К более замечательным музыкальным его произведениям последнего времени относятся "Мадемуазель Фифи" (одноактная опера на сюжет Мопассана, 1903), вальс для орк., былина "Весна-красна" для 1 голоса с орк. и романсы (18 стихотворений А. Толстого).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.