- Константин VI
-
византийский император (780-797), сын и соправитель Льва IV Хазара (775-780). Перед смертью Лев IV оставил опекуншей десятилетнего К. и правительницей государства свою жену, императрицу Ирину (см.) В течение 10 лет Ирина, прославившаяся восстановлением иконопочитания (см. Иконоборство), самовластно распоряжалась делами государства, вполне подчиняя К. своему влиянию. Желая сохранить это влияние, она прервала затеянные ею же переговоры с Карлом Великим относительно женитьбы К. на его дочери Ротруде, так как опасалась, что могущественный франкский король не потерпит ее преобладания над своим зятем, и женила К. на нелюбимой им армянской принцессе. Этот шаг способствовал разрыву между Ириной и К.; последний нашел себе приверженцев среди войска, где сохранялись враждебные Ирине иконоборческие элементы. Против Ирины составился заговор, но он был открыт; заговорщиков казнили или отправили в ссылку, а К. был заключен под строгим надзором во дворце. Эти меры возбудили общее возмущение среди азиатских войск. Ирина должна была отказаться от власти и жить в уединении; ее ближайшие советники подверглись различным наказаниям. Продолжавшееся с 790 по 797 г. самостоятельное правление дурно воспитанного, бесхарактерного, легко подчинявшегося различным влияниям К. не представляет почти ничего замечательного; только благодаря хорошим войскам, унаследованным от отца и деда (Константина V), К. имел возможность более или менее успешно вести борьбу с болгарским ханом Кардашом и с знаменитым халифом Гарун-аль-Рашидом, продолжая таким образом традиционную для Исаврийской династии охрану вост. и сев. границ. Развод К. с армянской принцессой и женитьба его на одной из придворных дам Ирины возбудили недовольство в православной партии. Платон, настоятель м-ря Саккудиона (на вифинском Олимпе), знаменитый Феодор Студит и другие аскеты открыто выступили против императора, обвиняя его в нарушении церковных законов. К. ответил на эти обвинения ссылкой или заточением Феодора и других монахов. Ирина искусно воспользовалась недовольством, возбужденным этими мерами К., которого православные уже называли новым Копронимом (см. Константин V); притворяясь нежной и преданной матерью, она составила, вместе с самым влиятельным и энергичным из своих приверженцев, Ставракием, заговор против Константина. К. получил предупреждение о заговоре и покинул было Константинополь, чтобы отправиться в Азию, к преданному ему войску, но близ Галаты был захвачен приверженцами Ирины. Его привезли в Константинополь, ослепили во время сна и лишили власти (797). По позднейшим известиям, забытый всеми, он прожил еще несколько лет. При личной ничтожности К. все его историческое значение сводится к роли как бы знамени, вокруг которого группировалась иконоборческая партия в борьбе с Ириной, хотя сам он, по-видимому, не высказывался определенно в пользу или против иконоборства.Ф. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.