- Колонии греческие
-
Ни один народ древности, если не считать финикийцев, не основал такого множества К., как греки. Начало греческой колонизации восходит к эпохе великого передвижения племен. Первыми возникли поселения на островах Эгейского моря и на западном берегу Малой Азии.Эолийцы заняли острова Тенедос, Лесбос, где основали Митилену и Мефимну, до Гекатоннисов и страну на берегу Мизии, от Геллеспонта до реки Герма, получившую от них название Эолиды. Они основали здесь 12 городов (Киму и другие). Смирна рано отделилась к ионийским К. Близ Кимы происходили их общие праздничные собрания (панэолии).Ионийцы распространились южнее, по Кикладам, Хиосу и Самосу и по берегу Лидии, названному Ионией, между реками Гермом и Меандром. Ими были основаны города Милет, Миунт и Приена в Карии, Эфес, Колофон, Лебед, Теос, Эрифры, Клазомены и Фокея в Лидии. Милет, в свою очередь, стал метрополией 80 К. в Пропонтиде и Понте Эвксинском (в VIII и VII столетиях: Кизик, Перинф, Синоп, Пантикапея, Одесс, Феодосия и друг.). Общие собрания ионийцев (панионии) происходили в храме Посейдона на мысе Микале.Дорийцы заселили острова Кос и Родос и берег Карии, где основали города Книд и Галикарнасс. Местом союзных собраний служил храм Аполлона близ Книда. Острова Мелос, Фера и Крит были очень рано заняты дорийцами. Около 630 г. эмигранты с острова Феры основали на берегу Африки К. Кирену.В VIII и VII столетиях началась новая эпоха в истории греческой колонизации. Она обусловилась как торговыми интересами, так и политическими и экономическими отношениями. Вследствие раздоров, возникших между партиями аристократической и демократической, толпы переселенцев направились на запад. Таким образом возникли в Италии ахейские К. Сибарис, Посидония, Кавлония, Кротон, Метатонт; дорийские — Тарент, Локры и Регий; дорийские города Сиракузы, Камарина, Гела и Селинунт, ионийские — Заикла, Катана, Леонтина в Сицилии. С другой стороны, Коринф основал К. Коркиру, Левкаду, Анакторий, Амбракию, Аполлонию, Потидею. Мегара основала Халкедон, Византию и друг. Отношения К. к метрополиям считались освященными богами и сравнивались с отношениями между родителями и детьми. Родственная связь К. с метрополией выражалась в общности религии и обрядов культа. В политическом отношении К. занимала обыкновенно самостоятельное и равноправное положение. Особый вид К. составляли, основанные главным образом афинянами, клерухии (см.), отношения которых к метрополиям были гораздо теснее.Ср. Daremberg et Saglio, "Dictionnaire des antiquités grecques et romaines"; Gilbert, "Handbuch der griechischen Staatsalterthümer" (II Bd., Лейпциг, 1885, стр. 135 и сл., 397 и сл.); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. I, изд. 2-ое, СПб., 1888, гл. 6-ая); Петров, "Лекции по всемирной истории" (т. I, Харьков, стр. 115 и сл.); Пельман, "Краткий очерк греческой истории" (перевод с нем., Москва, 1890, гл. 3 и 4); Бузольт, "Очерк государственных и правовых греческих древностей" (перевод с нем., Харьков, 1890, §§ 74-77 и 102). Статья Aποικία в энциклопедии Паули-Виссова (т. I, 1894).А. К. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.