- Кларк Самуил
- (Clarke, 1675—1729) — английский философ; изучал в Кембридже Декартову философию, потом увлекся Ньютоном, но в сущности всегда оставался картезианцем, хотя и осуждал очень строго некоторые положения Декарта, например вечность и бесконечность материи. В общей истории философии значение К. не велико, но он важен как протест против господствовавшего в Англии в его время эмпиризма. Сочинения его, не отличающиеся большой оригинальностью, читаются легко; мысль его всегда определенна и, с формальной стороны, ясна. Будучи защитником рационализма и противником материализма, К., однако, вызвал строгую критику как с той, так и с другой стороны. Лейбниц обрушился на его доказательства бытия Бога и уничтожил их с рационалистической точки зрения; автор "Системы природы" опровергал К. с материалистической точки зрения. У К. нет подробного изложения системы, но он определенно высказался относительно многих принципиальных философских вопросов — бытия Бога, бессмертия и не материальности души, свободы воли и основ нравственности. В сочинении: "A discourse concerning the being and attributes of God" К. повторяет Декартово доказательство бытия Бога, несколько его видоизменив. Идея существа, бытие коего необходимо, овладевает нашим духом сама собой, даже против нашей воли. Вечность бытия следует из самого факта существования; мир, как соединение случайно существующего, требует бытия необходимого и безусловного; это бытие, из века существовавшее, не имеет причины, следовательно, существует только из себя, Этот общий характер доказательства К. видоизменяет так, что оно оказывается направленным как против натурализма вообще, так и против пантеистической его формы, т. е. против учения Спинозы. Оригинальна, но неосновательна мысль, которая встречается уже в вышеупомянутом сочинении К., а потом развита им подробнее в письмах — что бесконечность времени и пространства предполагает существование бесконечного и вечного существа, коего пространство и время суть атрибуты. Лейбниц подробно разобрал эту мысль и показал невозможность считать пространство и время атрибутами божества. Переписка Лейбница и К. по этому поводу представляет и в настоящее время интерес. В заслугу К. следует поставить его защиту безусловности нравственного закона, предписания которого независимы ни от веления Божества, ни от соображений эвдемонистического характера (награды в будущей жизни etc.). Люди должны исполнять нравственный закон из уважения к нему. Обязательность его объясняется тем, что он непосредственно проистекает из природы вещей и их отношений. Само собой разумеется, что К. борется против морали эгоизма. Определение блага, данное К., слишком широко (благо состоит в том, чтобы сообразовать наши действия с природой вещей). Свободу воли К. доказывает в полемике против Коллинза, утверждая, что свобода и деятельность — одно и то же, и показывая, что из отношения мотивов к действию нельзя делать заключений в смысле детерминизма. Сочинения К. были изданы в 1738—1742 гг. в Лондоне. Кроме двух главных (о Боге и натуральной религии), значение имеют письма К. Очень удобно издание Am édé e Jacques: "Oeuvres philosophiques de Samuel Clarke" (Париж, 1843).
Э. Радлов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.