- Катки
-
1) Шоссейными катками производится искусственное уплотнение щебеночной коры шоссе; они бывают деревянные, чугунные и каменные. Практика выработала определенные размеры К., употребляемых для укатывания шоссейных дорог, а именно для конных катков — ширина 0,8-1,5 м, диаметр 0,86-1,6 м, вес до 8 тонн (по 60 пд.), с догрузкою до 2 т. Почти исключительно применяются чугунные К., а в редких случаях гранитные. По роду движущей силы К. разделяются на конные и паровые. Конный К. самого простого устройства состоит из чугунного цилиндра, ось которого укреплена в деревянной раме, и к этой последней уже запрягается лошадь. По причине малого веса такие К., однако, употребляются преимущественно лишь для укатки дорожек в парках и пр. На шоссейных же путях необходимо для успешной укатки употреблять катки более тяжеловесные. К таким принадлежит К. Шатенмана (фиг. 1). Он состоит из чугунного цилиндра, ось которого обхвачена подушкой, поддерживающей раму. На этой раме установлен деревянный ящик, который может быть загружен камнем или песком. На раме подвешены с обеих сторон цилиндра небольшие колеса, не достигающие земли. В случае укатывания шоссе на значительном подъеме, эти колеса удерживают К. в равновесии. К. подобного устройства употребляются для ремонта щебеночной одежды на некоторых линиях русских шоссе. Некоторые улучшения описанного типа представляет К., изображенный на фиг. 2. Цилиндр его для большей прочности соединен с осью посредством шести спиц. Деревянная рама и ящик заменены в этом К. железными частями. Для уменьшения скорости и остановки катков устроен тормоз; приспособления для прикрепления дышла и запряжки лошадей устроены с обеих сторон К. Французские К. (системы Буильяни) отличаются от К. описанного типа и др. тем, что для помещения нагрузки в них устроены два ящика, расположенные с обеих сторон цилиндра; вследствие понижения центра тяжести К. эти менее валки. К раме прикреплены два дышла, дающие возможность производить укатку в одну и другую сторону без поворачивания К. В Германии распространено употребление К., нагружаемых водою (фиг. 3). К. эти удобны тем, что водою из К. можно одновременно пользоваться для поливки укатываемой поверхности. Встречаются также К. смешанного типа, в которых увеличение веса достигается двумя способами — наполнением цилиндра водою и насыпанием в ящики щебня. Укатка щебеночного слоя шоссе конными катками требует значительных расходов и производится очень медленно. Маневры, необходимые для перемены движения К., стесняют проезд по шоссе. Кроме того, лошади, передвигающие К., копытами своими упираются с значительною силою в щебеночный слой и снова расстраивают только что укатанную одежду шоссе. Эти неудобства заставляют заменять конные К. паровыми. Систем этих К. довольно много. На фиг. 4 представлен паровой К. системы Фоулера, немецкой конструкции (магдебургского завода), совершенно сходный по устройству с паровыми К. системы Авелинга и Портера, употребляемыми с успехом у нас, в Варшавском округе путей сообщения, для укатки щебеночного слоя при ремонте казенных шоссе, расположенных в окрестностях и вблизи Варшавы. К. этот состоит из двух пар чугунных цилиндров, поддерживающих паровую машину. Передние цилиндры сближены, а задние расставлены, так что расстояние между ними немногим меньше общей ширины передних цилиндров. Паровая машина приводит в движение задние цилиндры, а передние могут поворачиваться в стороны и дают возможность направлять К. на поворотах. Употребление таких К. удешевило укатку щебеночной одежды на прилегающих к Варшаве шоссе почти на 30%. Трехколесные паровые К. обладают тем недостатком, что довольно узкие заднее цилиндры под тяжестью К. раздвигают в стороны часть рыхлого щебня. В новейших паровых К., систем Манка, на задней оси помещается только один широкий цилиндр, исполняющий собственно работу укатки; на передней же оси помещен малый цилиндр, направляющий движение К. Эти К. стоят дорого, требуют частых исправлений, и при них приходится содержать машиниста. Дармштадский профессор Зонне на основании произведенных опытов дает следующие цифры сопротивления парового К. системы Авелинга и Портера, весом 15 тонн, при движении по полотну шоссе:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| На рыхлом, совершенно не укатанном щебеночном слое | 0,120 до 0,140 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На слабо укатанном слое (т. е. после первой трети всей работы К.) | 0,090 до 0,095 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На хорошо укатанном слое щебня (приблизительно после двух третей | 0,075 до 0,080 || укатки) | ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На плотно укатанном слое щебня, но без подсыпки связующего вещества | 0,065 до 0,070 ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На плотно укатанном слое щебня, с насыпанным сверху слоем | 0,080 до 0,090 || связывающего вещества, но без поливки | ||-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| На плотно укатанном слое, по подсыпке связующего вещества и поливке | 0,060 до 0,065 || водою, с окончательною укаткою паровым катком | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Эти данные могут служить для вычисления потребной силы на работу парового К. См. руководство М. А. Ляхницкого "Обыкновенные дороги" (СПб., 1889), где приведена также русская и иностранная литература. Практические данные, достигнутые употреблением паровых К. на французских шоссейных дорогах округа Монлюсон, изложены в подробном мемуаре Дюпена, в "Annales des ponts et chaussèes" (1892).А. Таненбаум.КАТКИ ШОССЕЙНЫЕ И ПОЛЕВЫЕ.1. Конный шоссейный каток Шатенмана. 2. Улучшенный каток Шатенмана. 3. Каток шоссейный Вольфа. 4. Паровой шоссейный каток Фоулера. Катки для полей. 5. Тройной каток на одной оси. 6. Тройной каток на отдельных осях, связанных между собою подвижно. 7. Кольчатый каток. 8. Тройной Кроскильский каток. 9. Тройной Кембриджский каток.2) К. для укатывания полей начали распространяться с 20 годов. Появились они сначала в Англии, откуда перешли на континент и в английские колонии, следовательно, и в Америку. К. делают из дерева, чугуна и камня. Каменные К. тяжелы и обходятся не дешевле более совершенных чугунных, потому что для изготовления их требуется очень твердая горная порода, напр. гранит или самый крепкий песчаник и только изредка плотный известняк, обтесывание которых требует много труда. Затем, они очень скоро стираются на сколько-нибудь каменистой почве. Им можно придать значительную прочность, если обложить несколькими полосами толстого железа и закрепить последние при помощи обручей. Каменные К. в Южн. России, Болгарии и др. странах употребляются только для обмолота хлеба. Деревянные К. не имеют того веса, как чугунные, к ним скорее прилипает земля, и они скорее стираются. К. чугунные имеют преимущество перед всеми другими и только в некоторых случаях, когда необходимо употреблять более легкий К., напр. для закрытия мелких семян, для прикатывания слишком буйной картофельной ботвы, деревянный К. оказывается предпочтительным. Впрочем, в хозяйствах, где употребляют К., обыкновенно держат оба сорта — и чугунные, и деревянные. Главная часть К. есть действующее тело, имеющее форму цилиндра, реже многогранника. Цилиндр бывает или массивный, или полый. Наибольшее употребление имеют полые К., так как они обладают двумя важными особенностями: большим диаметром, и вес их соответственно работе, требуемой от К., может быть произвольно увеличен простою нагрузкою, наливанием внутрь цилиндра воды, нагрузкой песку и т. п. Что же касается диаметра, то чем он больше, тем легче К. в работе. Наибольший диаметр К., построенного для сельскохозяйственных целей, редко превосходит 11/2 арш., а колеблется в пределах от 1 до 11/2 арш. Конечно, такие полые К. легче всего отливать из чугуна, но в некоторых случаях их делают и из дерева. Так как трудно подыскать кусок такого большого размера, то иногда сколачивают К. из досок, прикрепляя последние по краям к двум колесам; для увеличения тяжести К. накладывают балласт из камней в особый ящик на раме. Но последнее приспособление оказывается неудобным, оно слишком увеличивает трение оси в подшипниках. В прежнее время предпочитали длинные К. коротким на том основании, что первыми работа производится быстрее, так как они каждый раз захватывают большее пространство, чем короткие. Но почва не испытывает такого сильного давления, которое возможно при коротком, но с большим диаметром катке, и самое укатывание длинным К. не совсем достигает цели. Затем, длинные К. на полях волнистых и каменистых оставляют некоторые места неукатанными; их трудно поворачивать на краях поля, проезжать по дорогам; к ним вследствие малого диаметра скорее прилипает земля и нацепляются сорные травы. Большею частью для легкости движения К. ось его делают неподвижною, а самый К. для удобства перевозки устанавливают на колеса. Для передвижения тела К. приделывают к его оси особый станок, к которому прикрепляются оглобли или дышло. В простейшем случае станок представляет четырехугольную раму, состоящую из двух длинных брусьев, идущих параллельно длине К. и двух коротких, насаженных на ось К. Очевидно, что длинный задний брусок, особенно у К. малого диаметра, должен наклоняться к земле очень близко и может задерживать движение К. и забиваться сорными травами. Поэтому рама, состоящая из прямоугольных брусьев, допускается только у К. с диаметром не менее аршина, в большинстве же случаев поперечные брусья делают наподобие дуг, причем выпуклостью обращают их книзу, чем вышеуказанное неудобство устраняется. В английских К. поперечные брусья выгнуты настолько сильно, что рама устанавливается выше тела К. Подобное устройство дает возможность ближе припрягать лошадей, но вместе с тем увеличивает и силу тяги вследствие более сильного трения К. о почву. Самое правильное устройство рамы будет, когда она находится в одной плоскости с осью. В тех случаях, когда К. состоит из нескольких цилиндров, и раму делают составною, т. е. каждый цилиндр имеет свою собственную раму, которая затем связывается подвижно с прочими. Это делается с тою целью, чтобы К. во время работы приноравливался к неровностям почвы и чтобы отдельный цилиндр не оказывал влияния на ход остальной части К. Для удобства правящего лошадьми, а также с целью уравновесить раму, которую оттягивают вперед и книзу оглобли и дышло, к ней прикрепляют иногда особое сиденье, а чтобы увеличить вес К. — особый ящик, в который накладывается балласт. Как уже сказано, подобный балласт, давящий сверху сильно на ось, увеличивает трение ее в подшипниках и выгоднее заменяется нагрузкою самого цилиндра. Все К. можно подвести под следующие группы:I. Гладкие цилиндрические.II. Кольчатые, или кружковые.III. Зубчатые, или глыбодробы.IV. Граненые, или многогранные. Последние чрезвычайно редко употребляются; их заменяют глыбодробы. Каменные многогранные К. служат у нас на юге для обмолота хлеба.Гладкие цилиндрические К. бывают простые, т. е. состоят из одного цилиндра, и составные — из двух, трех цилиндров. Последние имеют или одну общую ось (фиг. 5 таблицы), или каждый из цилиндров снабжен отдельною, а с остальными связан подвижно (фиг. 6). Материалом для таких К. служит дерево или чугун. Деревянные К. почти всегда массивные. Делают их из дуба, бука, вяза и др. крепких пород и для устранения налипания земли часто обивают листовым или котельным железом. Употребляются для прикатывания семян и вообще для почв сравнительно легких. Но лучший материал как для цилиндрических, так и для других форм К. — чугун. Поверхность чугуна способна полироваться, отчего уменьшается трение поверхности цилиндра о землю; уменьшается также и налипание земли, отчего такой каток может работать и на сырой почве. Поэтому все лучшие цилиндрические К. построены из чугуна, и притом они почти всегда составные и полые. Предназначаются для твердых почв.Кольчатые или кружковые — известны также под именем рядовых, потому что главное их назначение — делать на почве желобки или бороздки, в которые бы скатывались семена при посеве их вразброс. Поле еще до пускания на него К. должно быть тщательно обработано бороною. Посев после К. прикрывается волокушею или тем же К. Этот же К. употребляется для разбивки комьев или глыб, особенно на новях. Кольчатый К. состоит из ряда насаженных на ось дискообразных чугунных кружков, причем каждый кружок вертится сам по себе. Иногда два таких цилиндра связывают одною рамою так, чтобы кружки передней оси приходились в промежутках кружков задней. Подобное расположение кружков способствует самоочищению К. от налипающей земли. Кольчатые К. очень тяжелы, и для удобства перевозки их ставят на колеса при помощи особой коленчатой оси, к которой прикрепляют также рычаги для опускания или подъема самого тела К. На фиг. 7 представлен один из кольчатых катков.Зубчатые К., или глыбодробы, устроены наподобие кольчатых, т. е. состоят также из ряда чугунных кружков, но в данном случае уже не дискообразных, а звездчатых или зубчатых, имеющих иногда по краям еще особые подвижные кулаки или пальцы. Кроме того, кружки эти изготовляются разных диаметров и расположены вперемешку, т. е. за большим следует малый, за ним опять большой и т. д., так что в работе они сами собой очищаются от приставшей земли. Малые кружки прикрепляются на оси наглухо, большие же вращаются на ней свободно. Материалом для катков-глыбодробов служит исключительно чугун. Эти К. предназначены преимущественно для разбивания глыб и комьев на плотных и вязких почвах; вообще же ими пользуются при обработке почв под посев. Фиг. 8 изображает кроскильский, а фиг. 9. кембриджский кольчатый К.Г. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.