Карпов Василий Николаевич

Карпов Василий Николаевич
I
(1798-1867) — философ идеалистического направления, происходил из духовного звания, учился в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии, преподавал философию в духовных академиях Киевской и СПб. В кругу своих многочисленных учеников К. пользовался славой глубокого мыслителя. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (1-е изд. — СПб., 1841 — содержит лишь несколько диалогов Платона, 2-е изд. — СПб., 1863-79 — все сочинения, приписываемые Платону, за исключением писем и "Законов"), К. выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению К., дает сознание. Положение я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира — духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе — безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух — чистая свобода, природа — слепая необходимость. Дух есть Бог, природа — Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, — ни ведущими, ни неведущими, но познающими, ни чисто свободными, ни необходимыми, — но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верою, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию с Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, которое требует, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собою, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Соч. К. "Введение в философию" (СПб., 1840); "Взгляд на движение философии в мире христ. и на причины различных ее направлений" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1856, ч. 92); "Систематическое изложение логики" (СПб., 1856; одно из лучших русск. оригинальных сочинений по логике); "Философский рационализм новейшего времени" ("Христ. чт.", 1860, кн. 3, 4, 5, 6, 12); "Вступительная лекция в психологию" ("Христ. чт.", 1868, кн. 2). Как переводчик Платона, К. оказал несомненную услугу русской литературе, хотя перевод его не передает и тени поэтических красот подлинника, а иногда не свободен от промахов. Переводу каждого диалога К. предпосылает обстоятельные введения, свидетельствующие о близком знании литературы предмета и обнаруживающие в авторе по временам вполне самостоятельное отношение к спорным вопросам в истории философии. См. "Материалы для истории философии в России" в "Вопросах философии и психологии" (1890, кн. 4).
Я. Колубовский.
II (дополнение к статье)
См. о нем: Т. В. Барсов, "В. Н. Карпов, как профессор" ("Христ. Чтение", 1898, I); Серебреников, "В. Н. К., как психолог" (ib.); А. П. Высокоостровский, "Покойный проф. К., как почитатель сократо-платоновой философии" (ib., 1893, I) и "Об общем характере логики К." (ib., 1898, I); Д. П. Миртов, "Заслуги В. Н. К. для русской философской мысли" (ib.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Карпов Василий Николаевич" в других словарях:

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (род. 1798 ум. 1867) рус. философ, психолог, переводчик и комментатор Платона, изучению наследия кот. посвятил половину своей жизни. Плодом этой работы являлся сначала перевод важнейших диалогов (1841), а затем 4 тт. «Соч. Платона» (1863). В… …   Философская энциклопедия

  • Карпов Василий Николаевич — Карпов, Василий Николаевич философ (1798 1867). Окончил курс в Киевской духовной академии; преподавал философию в духовных академиях Киевской и Петербургской. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (Санкт Петербург, 1841 и… …   Биографический словарь

  • Карпов, Василий Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Карпов. Василий Николаевич Карпов Дата рождения: 1798 год(1798) Дата смерти: 1867 год(1867) Направлен …   Википедия

  • Карпов, Василий Николаевич — профессор, род. 2 апреля 1798 г., ум. 8 декабря 1867 г. Сын священника села Хренового, Воронежской губернии. Образование получил в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1825 г. Карпов был… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Карпов Василий Николаевич — (1798 1867), российский философ, переводчик сочинений Платона (1 е издание 1841 1842). * * * КАРПОВ Василий Николаевич КАРПОВ Василий Николаевич (1798 1867), российский философ, переводчик сочинений Платона (1 е издание 1841 42) …   Энциклопедический словарь

  • Карпов Василий Николаевич — (1798—1867), философ; преподавал в Киевской, с 1833 в Санкт Петербургской духовных академиях. Переводчик сочинений Платона (1 изд., 1841—1842) …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (1798 1867), русский философ и психолог. Родился 2 апреля 1798. Окончил Киевскую духовную академию, впоследствии возглавлял кафедру философии в Санкт Петербургской духовной академии. Осуществил наиболее полный для того времени перевод сочинений… …   Энциклопедия Кольера

  • Карпов Василий Николаевич (дополнение к статье) — См. о нем: Т. В. Барсов, В. Н. Карпов, как профессор ( Христ. Чтение , 1898, I); Серебреников, В. Н. К., как психолог (ib.); А. П. Высокоостровский, Покойный проф. К., как почитатель сократо платоновой философии (ib., 1893, I) и Об общем… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (2(14). 04. 1798, с. Хреновое Бобровского у. Воронежской губ. 3(15). 12. 1867, Петербург) философ, представитель киевской школы философского теизма, переводчик соч. Платона. Окончил Киевскую духовную академию, в течение ряда лет занимал в ней… …   Русская философия: словарь

  • КАРПОВ Василий Николаевич — (2(13).04.1798, с. Хреновое Бобровского у. Воронежской губ. 3(15). 12. 867, Петербург)    философ, представитель киевской школы философского теизма, переводчик соч. Платона. Окончил Киевскую духовную академию, в течение ряда лет занимал в ней… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»