- Канонерская лодка
-
небольшое военное судно, мелко сидящее в воде, вооруженное орудиями большого калибра и назначенное для обороны берегов и военных действий в реках и озерах. Впервые введены французами в XVII стол., при бомбардировании Дюнкирхена, в виде 30-40-вес. шлюпок с 2-3 большими пушками; затем приняты англичанами, голландцами и др. В 1805 г. Наполеон I велел построить несколько сот К. лодок, чтобы сделать нашествие на Англию, но возникшая в это время континентальная война не дала ему окончить предприятие. Представляя незначительную цель для неприятельских выстрелов, К. лодки могли нанести большой вред своими большекалиберными орудиями, а небольшое углубление позволяло им скрываться в такие места, куда большие корабли не имели доступа. В России К. лодки были введены в начале XIX стол.; сначала это были гребные суда дл. 60-80', с 1-2 тяжелыми пушками. По введении парового двигателя во флот их стали делать паровыми (винтовыми), увеличили их размеры, артиллерию ограничили одним носовым орудием большого калибра (до 12") и несколькими скорострелками. Корпус К. лодки сперва строился из дерева, затем из железа или из того и другого вместе (смешанная постройка). Машины ставились горизонтального типа, сперва одновинтовые, затем везде двухвинтовые. В настоящее время этого типа имеются следующие К. лодки: "Щит" (1856 года, деревянный); "Ерш" (1874); "Бурун", "Туча", "Вихрь", "Дождь", "Град", "Снег" (учебное судно для воспитанников технического учил. морск. ведом.), "Гроза", "Буря" (1879-1881 г., смешанной постройки). Длина их 100' — 120', шир. 22' — 38', водоизмещение — 200-400 тонн; скорость хода 7-9,5 узла (узел = 1 ¾ в.) в час. Все 10 принадлежат к Балтийскому флоту и наз. "К. лодками береговой обороны". Другой тип — "мореходные К. лодки". Из них в 1884-85 гг. построены "Бобр" и "Сивуч" (Сибирской флотилии); длина их — 187 ½', шир. — 35', угл. — 9 ½', водоизмещ. — 950 тон. Артиллерия: одно 9 " орудие в носу, одно 6 " в корме, шесть — 9-фунтовых и пять скорострельных пушек; скорость = 12 узл. Жизненные части защищены 1" броневой выпуклой палубой. Вооружение бриговое, с подъемным бушпритом. В 1886-87 гг. построены для Сибирской флотилии "Кореец" и "Маньчжур", для Черноморского флота — "Запорожец", "Уралец", "Донец", "Терец" и "Кубанец". Эти лодки — дл. 210', шир. 35', угл. 11', водоизмещ. 1224 тонн., скорость 13-14 узл. Артиллерия: два 8" орудия в носу, на бортовых выступах, 1-6" в корме и 6 или 7 скорострельных пушек. Вооружение трехмачтовой шхуны, с прямыми парусами на фок-мачте. Броня такая же, как и у предыдущих К. лодок. В 1890-1892 г. для Балтийского флота построены три К. лодки с более совершенной защитой: "Грозящий", "Гремящий" и "Отважный". Водоизмещение увеличено до 1492 тон., дл. — 223', шир. 41 ½', угл. — 11', скорость хода ок. 13 узлов. Парусность снята. По грузовой ватерлинии расположен по борту пояс брони толщин. 5". На ¼ длины в носу нет бортовой брони, а подводные части защищены от снарядов и осколков, падающих сверху, выпуклой броневой палубой толщ. 1 ½ ". Артиллерия состоит из одного 9" орудия в носу, одного 6" в корме и 8-10 скорострелок. Строящаяся в настоящее время в СПб. новая К. лодка имеет подобную же конструкцию, за исключением носового 9" орудия, которое заменено 2-мя 8" орудиями на бортовых выступах. Минное вооружение у К. лодки типа "Кореец" и "Грозящий" состоит из одной минной пушки, стреляющей в нос. Речные и озерные К. лодки отличаются от морских: 1) еще меньшим углублением, вследствие чего винт большей частью заменен кормовым колесом; 2) артиллерией, состоящей исключительно из скорострелок. Имеются: в России — 1, на Аральском озере(в распоряжении военного ведомства); в Англии, Франции и Германии — в колониях. См. Будиловский, "Военные флоты и морская справочная книга" (1891, 1892, 1893 и 1894).Р. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.