Андижан

Андижан
I
уездный город Ферганской области, конечная ст. Андижанской (Ферганской) ветви Среднеазиатской жел. дор., на высоте 214 саж. над ур. моря, на оросительном канале Андижан-сай, выведенном из р. Кара-Дарьи. Принадлежит к числу древнейших городов Средней Азии. Наибольшее значение А. имел при завоевании Ферганы мусульманами и был столицей этой страны при султане Бабуре. Жители Кашгара до сего времени называют всех торговцев из Ферганы "андижанами". Войдя в состав Кокандского ханства, А. играл видную роль во время кокандской экспедиции 1875—76 г., в качестве оплота туземного владычества и обороны, в коей принимали участие главным образом кипчаки. Занятый 1 октября 1875 г. ген. Троцким, А. окончательно был взят 8 января 1876 г. Скобелевым, чем завершено было покорение Кокандского ханства. Спокойное течение жизни в А. было нарушено 18 мая 1898 г. восстанием, поднятым Мухаммедом-Али-Хальфа; поднял восстание против русских. восстание было немедленно подавлено. А. делится на две части: русскую и туземную. Жителей в 1900 г. было 49682 (27163 мжч. и 22519 жнщ.), из них сартов и других туземцев (кипчаки, киргизы и др.) 48344, русских 784, евреев 450, армян 64, других национальностей (цыгане, индусы и др.) 40. Домов 8452, из них 108 в русской части и 8344 в туземной. Церквей православных 2, еврейских молитв. домов 2, мечетей 234. Приходское училище, русско-туземная школа; много магометанск. школ. Военное собрание. Городских доходов 105214 р. В городе А. и его окрестностях 18 хлопкоочистительных заводов; местопребывание многих торговых фирм, скупающих хлопок, и транспортных контор. Ст. А. Средне-Аз. жел. дор. имеет выдающееся значение по грузовому движению и может быть сравниваема лишь со ст. Ташкент. В 1901 г. грузов прибыло 1863 тыс. пуд., отправлено 2730 тыс. пуд. почти исключительно хлопок и хлопк. семя. Близ А. опытное хлопковое поле департамента земледелия. 3-го декабря 1902 г. в 9 ч. утра А. был разрушен сильным землетрясением, давшим себя чувствовать во всей Фергане, Самарканде и Бухаре. Туземная часть А. разрушена до основания, русская потерпела меньше, вследствие большей прочности построек. По приблизительному подсчету в А. и в Андижанском и Маргеланском уу. землетрясением разрушено до 30000 домов, убито до 4500 чел. и причинено убытков на несколько миллионов.
Андижанский уезд — Ферганской области, занимает восточную ее часть; граничит на СВ с Семиреченской областью, от которой отделяется Ферганским хребтом. Около 120356 кв. вер. Жителей 351187. Сев.-вост. часть А. у. гориста и представляет обширный склон Ферганского хребта, понижающийся к ЮЗ; юго-зап. часть слегка волниста или равнинна. Главной рекой является Кара-Дарья, левый приток Нарына, прорезывающая весь А. у, с В на З. Из реки и ее притоков выведено множество оросительных каналов для орошения. Почва лессовая, при достаточном количестве воды весьма плодородная. Население, состоящее из сартов, кипчаков, киргизов и небольшого числа русских, занимается почти исключительно земледелием. Высеваются рис, джугара, оз. и яр. пшеница, просо, ячмень, хлопок и др. Главнейшей промышленной культурой является хлопчатник, коим в 1904 г. было засеяно в у. 47000 дес., давших около 1 млн. пуд. волокна. Важное значение имеют шелководство, садоводство и огородничество. Оживленная торговля продуктами земледелия, главным образом хлопком, вывозимым в Россию. Скотоводство развито слабо; в 1900 г. насчитывалось овец 218000, крупн. рог. скота 69000 гол., лошадей 78000. Более крупная промышленность сосредоточивается преимущественно на очистке хлопка, производимой на 93 заводах (1900 г.); остальные промышленные предприятия имеют кустарно-ремесленный характер. Государств. позем. налог составил в 1900 г. 644700 р., кибиточная подать 26000 р., неокладные сборы 89000 р., земские сборы 417000 р.
II
город в вост. части Ферганской обл., 30620 ж. на арыке (оросительной канаве). В городе много садов, сильно орошаемых, он производит значительную торговлю сырыми продуктами и мануфактурными произведениями. К России присоединен вместе со всем Кокандским ханством в 1875 г. — А-ий округ Ферганской обл. с 120356 ж., большею частью занимающихся земледелием и садоводством. Для них необходимо искусственное орошение, которое устроено в больших размерах. Главные произведения: пшеница, ячмень, джугара (сорго), рис, плоды (вывозимые в сушеном виде) и шелк. А-ий округ занимает холмистую часть области, на С.В. и Ю. которой высокие горы. Песков менее, чем в других округах области, кроме Омского (см. Ферган).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Андижан" в других словарях:

  • Андижан — (узб. Andijon, Андижон) город в Узбекистане, административный центр Андижанской области. География, климат Климат Андижана… …   Города мира

  • Андижан — город, ц. Андижанской обл., Узбекистан. В трудах араб, географов X в. упоминается как Андиен, Андукан, Андуган, Андиган. Традиционная этимология связывает название с тюрк, этнонимом анди (тюрки анди), известным с домусульманского времени. Позже… …   Географическая энциклопедия

  • АНДИЖАН — АНДИЖАН, город, областной центр в Узбекистане. 298,3 тыс. жителей. Железнодорожный узел. Машиностроение (в том числе сельскохозяйственное и электротехническое) и металлообработка, легкая (хлопкоочистительный, хлопчатобумажная, швейная,… …   Современная энциклопедия

  • АНДИЖАН — город в Узбекистане, центр Андижанской обл. Железнодорожный узел. 298,3 тыс. жителей (1991). Машиностроительная (электротехническое, ирригационное оборудование), легкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, обувная, трикотажная, швейная),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Андижан — АНДИЖАН, город, областной центр в Узбекистане. 298,3 тыс. жителей. Железнодорожный узел. Машиностроение (в том числе сельскохозяйственное и электротехническое) и металлообработка, легкая (хлопкоочистительный, хлопчатобумажная, швейная,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Андижан — У этого термина существуют и другие значения, см. Андижан (значения). Город Андижан узб. Andijan, Андижон Страна …   Википедия

  • Андижан — I Андижан         город, центр Андижанской области Узбекской ССР. Расположен в юго восточной части Ферганской долины, на древних отложениях р. Андижансай. Узел железных и шоссейных дорог (ж. д. и автодороги на Ташкент, Наманган, Ош, Джалал Абад и …   Большая советская энциклопедия

  • Андижан — I уездный город Ферганской области, конечная ст. Андижанской (Ферганской) ветви Среднеазиатской жел. дор., на высоте 214 саж. над ур. моря, на оросительном канале Андижан сай, выведенном из р. Кара Дарьи. Принадлежит к числу древнейших городов… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АНДИЖАН — город, центр Андижанской обл. Узб. ССР, на Ю. В. Ферганской долины, на р. Андижан сай. Ж. д. узел. 130 т. ж. в 1959 (в 1897 46,7 т. ж., в 1910 76 т. ж., в 1939 85 т. ж.). Известен с 9 в. У араб. географов наз. Андукан. В 15 в. центр Ферганы.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Андижан — город в Узбекистане, центр Андижанской области. Железнодорожный узел 303,0 тыс. жителей (1993). Машиностроительная (электротехническое, ирригационное оборудование), лёгкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, обувная, трикотажная, швейная),… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»