Иудействующие

Иудействующие
секты, стремящиеся к отожествлению христианства с иудейством. В состав первых христианских общин входили исключительно христиане иудейского происхождения (иудео-христиане), которые от остальных иудеев отличались лишь верою в мессианство Иисуса Христа; а так как они царство Мессии считали предназначенным для одного лишь Израиля, то они строго придерживались и религиозных постановлений Моисеева закона. Когда же говорившие по-гречески иудеи распространили евангелие среди своих соплеменников, то в греч. городах к христианам вскоре присоединились прозелиты (см.) из язычников, положение которых первоначально определялось по закону Моисееву. Апостол Павел, образовав в Сирии, Киликии и друг. местах общины, состоявшие исключительно из обращенных язычников, провозгласил равенство и иудеев, и язычников в царстве Мессии и необязательность закона сначала для христиан из язычников, а затем и для всех верующих, без различия происхождения. Эта проповедь апостола Павла вызвала споры между христианами из иудеев и христианами из язычников, не прекратившиеся и после Иерусалимского собора (см. соотв. статью). Иудеи-христиане, вытесненные из внепалестинских общин. утвердились в Иерусалиме и Палестине. По смерти Симеона праведного, своим авторитетом поддерживавшего мир в иерусалимской церкви, в ней произошел, в начале II ст., раскол. Упорные, называвшиеся евионитами (см. соотв. статью), утверждали абсолютную обязательность Моисеева закона и для христиан из язычников, умеренные же, известные под именем назореев (имя это носили все христиане из иудеев), только христиан из иудеев считали обязанными соблюдать его. Этому основному разногласию соответствовала и христология этих двух сект: евиениты, хотя признавали Иисуса Христом, считали его простым человеком, сыном Иосифа и Марии, который только при крещении был посвящен в Мессию и наделен божественными силами; назореи видели в Нем Сына Божия от вечности и верили в зачатие его от Святого Духа. Из смешения ессеизма с христианством произошла около этого времени (от некоего Елкая) секта елкезаитов, у которых иудейский элемент соприкасался с гностическим. Они учили о повторяемости крещения для прощения грехов, с призыванием во свидетели стихий, и утверждали продолжающееся воплощение Сына Божия. Когда после победы римлян над Бар-Кохбой (135) иудеям воспрещено было вступать в Иерусалим, большая часть назореев соединилась в Иерусалиме с христианами из язычников в одну церковь, которая избрала себе епископа от необрезания (έξ ΄ακροβυστίας) — Марка, евиониты же соединились с елкезаитами и выработали систему, от которой сохранился памятник в так назыв. Клементинах (см.). Позднейшие учителя церкви упоминают о И. лишь случайно и вообще склонны рассматривать их скорее как заблудшихся братьев, нежели как еретиков. Евсевий, напр., называет их обольщенными, но не оторванными от Господа. Только Епифаний впервые вносит их в список еретиков. Во время Епифания († 403) в пограничных странах Палестины существовали еще синагоги евионитов; он встречал также и разрозненных елкезаитов. В V ст. все они, по-видимому, вымерли. В IV — V стол. иудейский элемент выступает и в других сектах. Таковы гипсистарии (см. соотв. статью) в Каппадокии, небожители (coelicolae) в Африке, против которых император Гонорий издал два эдикта. Вновь появляются И. уже в восточной Европе, сначала в Болгарии в XIII веке, при царе Иоанне-Александре (см.), затем в Новгороде, во второй половине XV в.; но в России, как раньше и в Болгарии, секта эта, по-видимому, тогда же была совершенно искоренена (см. Жидовствующие). В 1738 г. состоялась резолюция имп. Анны Иоанновны (П. С. З. № 7612) "о сожжении флота капитан-лейтенанта Возницына, за отпадение от христианской веры, и жида Боруха, за совращение оного капитана в жидовский закон"; в этой резолюции говорится и о "совращении Борухом, с прочими жидами, в Смоленске простого народа и построении им жидовской школы". В первой же половине XVIII в. св. Дмитрию Ростовскому известны были И. на Дону, которых он называл щельниками, их смешивали с молоканами, называли также селезневцами и иконоборцами. Затем в 1811 г. во многих местностях неожиданно обнаружены были жидовствующие (см. соотв. статью), причем сектанты Каширского уезда Тульской губ. заявили, что веру свою "исповедуют издревле". Ересь эта в первой четверти XIX ст. была обнаружена в губ. Московской, Тульской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Астраханской, Ставропольской и Воронежской, и в одной последней сектантов официально считалось 3771 человек (по данным 1889 г. число это уменьшилось до 930, именно: в Бобровском уезде 176 мужчин и 172 женщ., в Павловском 297 мужчин и 285 женщ.). После суровых мероприятий 1825 г. сектанты из центральных губерний переходят на окраины. Несколько десятков семейств поселены были в губ. Иркутской, Енисейской и Тобольской; в 1840 г. в станице Александровой, близ Пятигорска, их оказывается 775 мужч. и 720 женщ., зачисленных в казаки; около этого же времени они жили в Кизляре, на Тереке и в др. пунктах сев. предгорий Кавказа; в 1830—1840-х гг. начинается массовое переселение их в Закавказье. В настоящее время они встречаются там во многих городах и селениях, в числе от 1 — 2 до 325 семей. Всего больше их в с. Привольном, Ленкоранского уезда, куда сектанты переселились из Кизляра (сведения относятся к 1867 г.). Из губ. Европ. России И., кроме Воронежской и Тамбовской губ., в большом количестве встречаются в Балашевском у. Саратовской губ. По официальным данным конца 1880-х гг. всех И. в России считается 3173 д. обоего пола. Из отрывочных данных, имеющихся в литературе о вероучении И. (данные эти собраны в ст. Н. Астырева в "Сев. Вестнике" 1891 г. № 6), можно заключить, что они распадаются на две фракции: на геров (древнеевр. слово, значит пришелец, обращенный) и субботников. Первые совершенно отрешились от христианства, изучают древнееврейский язык, на нем молятся, признают талмуд, во всем хотят быть похожими на коренных евреев и вместе с ними верят, что ожидаемый Мессия будет земным царем; вторые также соблюдают все еврейские обряды (в том числе и обрезание), но молитвы читают в русском переводе и признают Новый Завет, ставя его, ниже Ветхого. Св. Троицы субботники не признают, Иисуса Христа считают пророком, но не воплотившимся сыном Божиим; ожидают Мессию, но это будет великий философ, нравоучитель, который водворит на земле царство духа, разума и свободы. По имеющимся в литературе сообщениям, И. трудолюбивы, занимаются преимущественно земледелием, пьянства и разврата не знают; очень привержены к чтению, приветливы, гостеприимны; охотно оказывают помощь как своим одноверцам, так и православным; по отношению к последним ведут себя сдержанно и уступчиво; от участия в мирских повинностях не уклоняются. В 1844 г. из баптистской секты адвентистов (см. соотв. статью) выделилась в Северной Америке фракция субботников, которые признают св. Троицу и проповедуют строгую умеренность. Ср. о ней Dresbach, "Prot. Sekten der Gegenwart" (1888).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»