Исторические законы

Исторические законы
или законы истории. — Мысль о том, что в истории действуют некоторые общие законы, не нова, ибо уже Аристотель указывал на то, что перемены политических форм в Греции совершались в известном порядке; но систематические попытки открыть И. законы начались только в XVIII в., причем первым, кто поставил такую задачу, был Вико. До сих пор еще у многих писателей И. законы понимаются ненаучно. Некоторые думают, что можно найти общий закон хода всемирной истории, выраженный в простой формуле; но оказывается, что И. закон в таком смысле есть не что иное, как наследие веры в то, что можно, a priori, открыть общий план всемирно-исторического процесса: в этом отношении нет разницы между "метафизиком" Гегелем и "позитивистом" Контом. Ближе к истине та мысль, что исторические законы управляют развитием отдельных народов. Вико именно старался открыть такую общую историю, которая объясняла бы все истории частные, но дело в том, что полного единообразия и даже параллелизма отдельные истории вовсе не представляют. Если, однако, история каждого народа представляет больше черт различия, чем сходства с историей других народов, то в развитии отдельных элементов духовной культуры или отдельных сторон социальной организации (языка, религии, государства, права и т. п.) у разных народов наблюдается действительно большое единообразие, которое все более и более и исследуется современной наукой, пользующейся в данном случае сравнительно-историческим методом (см.). Но законы развития явлений, относящихся вообще к духовной и общественной жизни человека, суть законы психологии (хотя бы и коллективной) и социологии, тогда как под И. законами обыкновенно понимаются законы, которые управляют не эволюцией культурных и социальных форм, а самым ходом событий, в котором действует лишь общий закон причинности. Если в истории, как и во всем мире явлений, и действуют законы, то это — законы психологии и социологии, притом двоякого рода: одни — законы каузальные, т. е. те в которых выражается связь двух фактов, находящихся между собой к отношении причины и следствия; другие законы — законы эволюционные, относящиеся ко всем тем случаям, когда два явления находятся между собой в таком отношении, что одно из них есть лишь дальнейшая ступень в развитии первого. Каузальные законы действуют в истории прагматической, содержание которой заключается в событиях, служащих причинами и следствиями одни других, тогда как законы эволюционные действуют в истории культурной, имеющей дело именно с формами материального, духовного и общественного быта, закономерно развивающимися одни из других. Историческим законам дается часто толкование, несогласное с научным словоупотреблением, когда, напр., под И. законом разумеют моральные предписания или политические уроки, или отдельные эмпирические обобщения (вроде немецкого Drang nach Osten или франко-русской дружбы, многими принимаемых за законы истории). Наконец, нередко И. законами какого-либо народа называются традиционные устои его культурного и политического быта. Одним словом, под И. законами разумеются понятия весьма несходные и притом под очень различными углами зрения, вследствие чего гораздо лучше избегать употребления этого выражения, довольствуясь каузальными и эволюционными законами психологии и социологии, действующими как в ходе исторических событий, так и в развитии культурно-социальных форм, к чему, собственно говоря, и сводится вся историческая жизнь. Крайняя путаница понятий, наблюдаемая в употреблении выражения: И. законы, нередко мешает, кроме того, надлежащим образом возражать скептикам, отрицающим возможность подчинения исторических фактов законам, ибо если только это отрицание не обусловливается признанием свободы воли, то оно основывается именно на том, что от И. законов действительно часто требуют прямо невозможного, напр. подчинения продолжительности исторических периодов между отдельными важными событиями правильным математическим отношениям.
См. Н. Кареев, "Основные вопросы философии истории", и его же, "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", где указана и литература предмета.
Н. К.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Исторические законы" в других словарях:

  • Исторические хроники — Жанр Исторический сериал Режиссёр(ы) Сергей Мнацаканов Сценарист(ы) Марина Жукова …   Википедия

  • Исторические хроники с Николаем Сванидзе — Исторические хроники Исторические хроники Жанр Исторический сериал Режиссёр Сергей Мнацаканов Сценарист Марина Жукова Ведущий Николай Сванидзе Страна производства …   Википедия

  • Законы из Эшнунны — – один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н.э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник имеет огромное культурное и… …   Википедия

  • Законы Этельберта — самый ранний в Британии рукописный кодекс законов, опубликованный около 600 года. Этельберт, правитель Кента, женился на христианке и согласно традиции был обращен в христианство эмиссаром папы Григория монахом Августином в 597 г. На… …   Википедия

  • Законы и объяснения в истории —         «ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В ИСТОРИИ» работа канадского философа У. Дрея, вышедшая в издательстве Оксфордского университета в 1957. Она явилась одним из результатов дебатов в англоязычной философии истории 40 50 х гг. 20 в. в связи с… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА” —     “ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА” произведение П. Л. Лаврова, подведшее итог раннего периода философского творчества мыслителя. Написаны в Вологодской губернии, куда Лавров был сослан в связи с покушением Д. В. Каракозова на царя в 1866. Первоначально… …   Философская энциклопедия

  • «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА» — – произведение П.Л.Лаврова, подведшее итог раннего периода философского творчества мыслителя. Написаны в Вологодской губернии, куда Лавров был сослан в связи с покушением Д.В.Каракозова на царя в 1866. Первоначально опубликованы в виде серии из… …   Философская энциклопедия

  • законы развития языка — Внешние и внутренние законы развития языка, предопределяющие развитие и совершенствование его категорий и единиц, их употребительности и значений. В результате действия внешних законов расширяется объем социальных функций языка, становятся… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ — – совокупность международно правовых норм, регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между воюющими и нейтральными государствами во время войны. Государства, нарушившие 3. и о. в., несут политическую и материальную… …   Советский юридический словарь

  • Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки —         «ГРАНИЦЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ. ЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ» («Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung». (Tubingen. 1902; рус. пер.: Спб., 1903) главная гносеологическая работа лидера… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»