Историческая живопись

Историческая живопись
имеет целью изображение различных эпизодов истории древних и новых времен. Вначале почти у всех народов она являлась в виде идеализации действительно происходивших событий; такого рода идеализация сказывается уже в древнейших произведениях И. живоп., у египтян, ассириян, отчасти у греков и римлян. Впоследствии у северных народов возникло направление более реалистическое, достигшее расцвета у нидерландцев, а потом перешедшее к живописцам позднейшей венецианской школы. Рубенс у фламандцев, позднее — Лебрён у французов в картинах своих соединяли живописность со стилем (см. Стиль в образных искусствах). Немецкие эстетики начала XIX века определяли И. живопись как возведение факта из области чисто случайного и временного в более высокую сферу общего, закономерного; главное требование этой теории — выдержанность стиля, что вполне выразилось прежде всего в картинах Корнелиуса. В Шнорре проявилась уже большая И. правдивость, а у Каульбаха критики находили, между прочим, стремление к символизму, который противоречит строгим требованиям эстетики. Это направление под влиянием бельгийских и французских колористов (Bièfve, Gallait, Delacroix, Couture, Gleyre и др.) безвозвратно пало, несмотря на попытки особого "Общества И. живописи" возродить его. Новейшая И. ж. всецело основана франц. художниками, из которых Давид в первоначальных своих картинах привержен еще к пластически-патетическому, а в позднейших — риторическому направлению. Гро (Gros) представляет дальнейший шаг вперед, а Орас Верне и его преемники особенно усовершенствовали в реалистическом отношении батальную живопись. Французские баталисты и еще более жанристы оказали сильное влияние также на немец. И. ж.; дюссельдорфская школа, начиная с 30-х гг., всецело отдалась жанру в И. ж. Воспроизведение портретов, точная передача костюмных, расовых и архитектурных особенностей — дело сравнительно недавних годов. Подробнее см. в различных школах живописи. И. картины, написанные художниками с именем, на основании их независимой концепции, делаются все более редкими, взамен чего увеличивается число заказов, делаемых правительствами, церквами, городами и т. д. для целей патриотических и религиозных. Большие циклы исторических изображений, главным образом последних годов, можно видеть в Национальном музее в Мюнхене, в Альбрехтсбурге в Мейсене, в музее и "Ruhmeshalle" в Берлине, в Пантеоне и "Hôtel de Ville" в Париже, в лонд. парламенте, в арсенале и опере в Вене, в вашингтонском Капитолии. Место, занимаемое И. живописью в России среди других родов живописи, см. в ст. Русское искусство. Религиозная живопись причисляется также к исторической, но характер ее вообще зависел более от верований, чем от эстетических взглядов, поэтому ее исторический ход изложен в особой статье.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Историческая живопись" в других словарях:

  • историческая живопись — один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далёкого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими,… …   Художественная энциклопедия

  • Историческая живопись — …   Википедия

  • Живопись — Запрос «Живописец» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663. Картинная галерея. Дрезд …   Википедия

  • Историческая ратуша Мюнстера — (нем.  Historisches Rathaus Münster)  здание городского управления города Мюнстер (федеральная земля Северный Рейн Вестфалия). Наряду с собором Святого Павла ратуша является одним из самых значительным памятников архитектуры… …   Википедия

  • Живопись — искусство изображать предметы на какой либо поверхности(стены, доски, холста) красками с ближайшею целью произвести на зрителявпечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительныхпредметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ — В живописи, скульптуре и графике ист. тема издавна занимала одно из ведущих мест. Уже на стадии первобытнообщинного строя в петроглифах и наскальных росписях Европы, Азии и Африки, в живописи и пиктографич. письме индейцев Сев. и Центр. Америки… …   Советская историческая энциклопедия

  • Живопись — искусство изображать предметы на какой либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Голландская живопись — ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под одним общим названием… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Литература и искусство —         Литература          Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»