Золотобойное мастерство

Золотобойное мастерство
Искусство выделывать из золота чрезвычайно тонкие листки, чтобы, покрывая ими разные предметы, придавать им вид золотых, было известно уже древним; о нем упоминает Гомер, а Плиний говорит даже, что унция золота дает 750 квадратных листков в четыре пальца шириной. В наше время "книжки" листового золота для позолоты содержат листки раза в четыре тоньше, чем приводит Плиний, но их можно довести до толщины меньшей, чем 0,0001 мм, так что один квадратный дециметр будет весить 13 мг; тогда золото становится прозрачным и пропускает зеленые лучи. У нас материалом для З. производства служит обыкновенно золото 93 пробы, но употребляется и так наз. "зеленое золото", содержащее на золотник 18 долей серебра, чтобы разнообразить оттенки в позолотной работе. Металл отливается в форме полосы и прокатывается в ленту около 1,5 см ширины и такой толщины, чтобы на аршин длины приходилось от 2 до 2,5 зол. Ленту эту разрезывают на квадратные кусочки, складывают кусочков 200 в стопку, прокладывая листками пергамента ("варгамента"), кладут на большой, гладкий гранитный камень и бьют гладким, слегка выпуклым молотком минут 20 сряду. Этого бывает довольно, чтобы удвоить линейные размеры листочков. Тогда их разрезывают каждый на четыре части, перекладывают снова щипчиками в стопку, но не с пергаментом, а с "плевкой", особенно приготовленной внутренней оболочкой толстой кишки быка. Всю стопку, содержащую больше тысячи листков золота и столько же листков плевки, завинчивают в особый пресс, просушивают на горячей плите и после просушки опять колотят на камне, молотком около 16 фн. Работа продолжается часов пять сряду, но каждые 10-15 минут надо останавливаться и давать стопке остыть. В сырую погоду гигроскопическая плевка так много впитывает влаги, что даже закипает, если бить слишком долго подряд. Наконец, золото начинает по краям вылезать из-под плевки, тогда вновь разрезают листочки на четыре части и повторяют работу, употребляя только хорошую, неповрежденную плевку. Окончательно расплющенное золото обрезывают по формату, обыкновенно 31/4 дюйма в квадрате, и раскладывают в "книжки" по 25 листков. Перекладывают тонкие листки кисточкой, помогая легким дуновением; "острым духом", разрезывают их тупым, очень гладким и тонким, прямым стальным ножом на сухой замшевой подушечке, натертой мелом или золой. Плевку приготовляют так: вымочив хорошенько кишки, отделяют внутреннюю пленку, очищают, склеивают по две вишневым клеем, так чтобы внутренняя сторона плевок была снаружи, растягивают и сушат. Потом тщательно чистят поверхность мелом и резаком и намазывают сначала особым составом из осетрового и вишневого клея, распущенных в белом виноградном вине, а потом еще белком. Из одной кишки выходит всего 2,5 плевки. Стопка в 1200 плевок обходится рублей в 200, но служит долго.
В. Лермантов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Золотобойное мастерство" в других словарях:

  • Переплетное мастерство — История. Форма современной переплетенной книги выработалась из диптиха (см.) древних. В первые века христианства богослужебные книги, написанные на пергаменте, часто вделывали в старинные, богато украшенные диптихоны; так образовался тип… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Переплетное мастерство* — История. Форма современной переплетенной книги выработалась из диптиха (см.) древних. В первые века христианства богослужебные книги, написанные на пергаменте, часто вделывали в старинные, богато украшенные диптихоны; так образовался тип… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кузнечное мастерство — Приемы этого дела настолько несложны, что современные деревенские кузнецы в культурных странах работают почти так же, как за сотни и тысячи лет работали полудикие германцы, римские рабы, ассирийцы и египтяне. Самый древний обломок железа найден… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Художественная промышленность — соединение искусства с промышленными производствами. Различие между чистым искусством и этим прикладным установилось только в новейшие времена. Оно отличается некоторой условностью; во многих случаях затруднительно определить, где кончается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кишечные изделия — Из кишок, кроме струн, приготовляются еще так называемые дутые кишки и перепонки для золотобитов. 1) Дутые кишки. Для производства дутых кишок, применяемых к приготовлению колбас, чаще всего употребляют свиные и бычачьи кишки. Для производства… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Позолота — Под этим названием подразумевается, в частности, покрытие листовым золотом (см. Золотобойное мастерство) в отличие от золочения гальванического или через огонь (см. Гальванопластика). По внешнему виду П. бывает глянцевая и матовая , по способу… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»