Зевс

Зевс
(Zευς = индоевропейск. dyaú — š, ср. лат. Juppiter, divus). Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам, равно как и всем италийцам обще почитание тождественного с ним Юпитера. Первоначально Зевс — универсальное божество, царь всей природы. Он и бог ясного дня и неба, и бог бури, грозы и дождя, и отец прочих богов и людей, царские и другие знатные роды которых вели от него свое происхождение. В нем, по исконному индоевроп. религиозному представлению, воплотилась мужская, активная сторона творческой природы. Женская, воспринимающая, нашла себе воплощение в женском верховном божестве, ставшем при антропоморфизации религиозных представлений супругой З. Это женское божество носило в разных местах разные имена, отчасти происходящие от того же корня, что и З., (Διώνη = лат. Диана, Δανάη), отчасти имевшие сначала другое значение. Из множества названий верховной богини наибольшее распространение получило имя Геры (см.), законной супруги З. Все другие союзы З. с богинями, первоначально тождественными с Герой по мифологическому значению, низведены были на степень временных увлечений, отчасти с характером романических любовных похождений. Часто З. достигает обладания какою-либо богиней или женщиною посредством обмана или превращения. Так, Алкмене он явился мужем ее — Амфитрионом, к Данае сошел в виде золотого дождя, Леду прельстил, приняв вид лебедя, Европу похитил, обернувшись белым быком; даже Гере он являлся в виде кукушки. В этих преданиях кроются следы древнейших зооморфических и космических мифов, на которых отчасти отразилось влияние восточных религий. С развитием индивидуальных и моральных черт в греч. богах З. стал считаться верховным блюстителем законов и карателем за их нарушение, покровителем государственного и семейного быта, защитником обиженных и странников. Как верховный хозяин мира, он открывает иногда людям тайны будущего. Сам Аполлон, как прорицатель, есть только исполнитель воли З. Гесиодовская феогония представляет З. младшим сыном титана Крона и сестры его Реи. Крон, опасаясь вследствие прорицания, что будет свергнут своим сыном, поглощал всех своих детей. Благодаря помощи матери-Земли Рее удалось тайно произвести на свет З. на о-ве Крите, в пещере горы Иды, или, по другим преданиям, на горе Дикте. Крону вместо З. дали камень, закутанный в пеленки. Выросши, З. при помощи Земли заставил отца возвратить поглощенных братьев и сестер. Затем этим младшим богам пришлось выдержать упорную борьбу с титанами, при чем им помогали 3 сторуких великана, Котт, Гий и Бриарий. Титаны были побеждены и низринуты в тартар, находящийся глубоко под землею. Тогда Земля, опасаясь силы З., произвела чудовище Тифона, но и его З. сжег своей молнией. Прометея (см.), обманувшего богов, З. сначала наказал тем, что отнял огонь у человеческого рода, которому Прометей покровительствовал. Когда же Прометею удалось похитить искру огня с неба и принести ее людям, З. приковал его к горам Кавказским. Воцарившись окончательно над миром, З. первою супругою берет Метиду (Мудрость), которую, однако, съедает, когда она готовилась произвести на свет Афину-Палладу. После этого З. сам произвел Палладу из своей головы, откуда она вышла в полном вооружении. Второю супругою З. феогония называет Фемиду, родившую ему Гор (см.) и Мойр (см.), третьею — Евриному, родившую Харит (см. Грации). Затем он имеет от Деметры — Персефону, от Леты — Аполлона и Артемиду, от Мнемозины (Памяти) — 9 Муз. Другие источники упоминают еще о союзе З. с Дионой, родившей Афродиту, и с Семелой, родившей Диониса. Наконец З. женится на сестре своей, Гере, от которой имеет Гебу, Арея и Илифию.
Почитание З. происходило чаще всего на горных вершинах. Особенно знамениты культом З. были следующие местности: 1) Олимп, с окрестностями, в Фессалии. Здесь культ З., может быть, самый древний, возникший еще в эпоху до занятия греч. племенами всего Балканского полуо-ва. С перенесением центра греческой политической жизни в Пелопоннес важнейшим местом почитания Олимпийского З. стала 2) Олимпия в Элиде, на реке Алфее. Здесь совершались в честь З. знаменитые олимпийские игры (см.) и находился оракул З., к которому в особенности часто прибегали спартанцы. Культ Олимпийского З. был еще в Афинах, где святилище его было начато постройкою при Пизистрате. Особенного блеска достиг этот культ лишь при имп. Адриане. 3) Додона (см.), где культ З. восходит также к глубокой древности. З. мыслился здесь обитающим в эфире, близким человеку. 4) Ликейская гора в Аркадии. З., с эпит. Λικαϊος, почитался здесь как источник света, в святилище, не имевшем идола. Говорили, что в этом святилище предметы не бросали тени. Вход был воспрещен под страхом смертной казни. Здесь, как, впрочем, и в других местах (на Крите, в Алосе Фоиотском), в честь З. в древности приносились человеческие жертвы, учрежденные, по преданию, Ликаоном (см.), превращенным за это З. в волка. З. Ликейского молили о прекращении засух. Аркадское предание повествует также о рождении здесь З. и о происхождении первого человека — Пеласга. 5) Афины. Здесь З. почитался то как милостивый (Μειλίκιος), то как гневный (Μαιμάκτης). На Акрополе был культ З. градоправителя (Νομεύ). Кекроп (см.) основал культ З. Высочайшего (Ύπατος). В исходе зимы в честь З. совершались Диасии, среди лета — Буфонии, или Диополии, с принесением в жертву рабочего вола. 6) Крит. Здесь развился под влиянием Востока целый цикл сказаний о З. в связи с сказаниями о матери богов — Рее. Мнение о рождении З. именно здесь получило перевес над всеми другими локализациями. Его питали пчелы и коза Амальфея. Стражу над ним держали Куреты, заглушавшие крик новорожденного стуком оружия, чтобы его не услыхал Крон. Критская сага говорила даже о смерти З., в подтверждение чего на Крите показывалась его гробница (см. Евгемер). Предположение о смерти божества обще критянам со многими другими древними религиями, в особенности восточными (Осирис, Аттис, Адонис), и отражает в себе периодически повторяющуюся смерть природы от стуж и засух, тогда как рождение соответствует ее весеннему оживанию. Рождение и смерть З. праздновались жрецами, также носившими имя куретов, с соответствующими радостными или печальными обрядами. Форма лика, под которою, по-видимому, первоначально почитался критский З., весьма определенно указывает на Восток. 7) Родос, где был культ З. Атобирия (на горе Атобирий), — финикийского происхождения. 8) Малая Азия. Здесь З. почитали на многих вершинах, в особенности на Фригийской Иде, где был цикл сказаний, подобный критскому. Мать З. называлась здесь Адрастеей и была тождественна с фригийской богиней Великой Матерью — Цибелой (см.). Служители ее, корибанты, напоминают критских куретов. См. Preller, "Griechische Mythologie" (I, Б., 1887); П. Леонтьев, "О поклонении З. в Древней Греции" (М., 1850).
А. Щукарев.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Зевс" в других словарях:

  • Зевс — Зевс, а …   Русский орфографический словарь

  • Зевс — (Ζεύς, Jupiter). Владыка неба, величайший из Олимпийских богов, сын Кроноса и Реи, брат Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры и супруг Геры. Он низверг с неба Кроноса и Титанов и приобрел верховную власть над богами и людьми. Он господствует на …   Энциклопедия мифологии

  • Зевс — (Дий) в мифах древних греков верховный бог, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс сын Кроноса, который опасаясь, что его дети низложат его, проглатывал каждый раз рождённого Реей ребёнка. Когда родился Зевс, Рея обманула мужа,… …   Исторический словарь

  • Зевс — верховный бог греков, по имени тождественный с древнеиндийским и италийским богами неба (формула Zeus pater (отец З.) соответствует древнеинд. Dyaus pitar и лат. Deus pater позднее Jupiter). Божество покрытого облаками неба, З. первоначально… …   Литературная энциклопедия

  • Зевс — а; м. [с прописной буквы]. В греческой мифологии: верховное божество, глава олимпийских богов, громовержец (в древнеримской мифологии Юпитер). * * * Зевс в греческой мифологии верховный бог. Низвергнув в Тартар своего отца  титана Кроноса, стал… …   Энциклопедический словарь

  • зевс — Юпитер, Зевс громовержец, Зевес, Серапис, главный олимпиец Словарь русских синонимов. зевс сущ., кол во синонимов: 8 • бог (375) • б …   Словарь синонимов

  • ЗЕВС — в греческой мифологии верховный бог. Низвергнув в Тартар своего отца титана Кроноса, стал владыкой богов и людей. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел; местопребыванием считался Олимп (Зевс Олимпиец). Ему соответствует римский… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зевс — (ZeuV= индоевропейск, dyau s, сp. лат. Juppiter, divus).Главный бог древнегреческой религии. Почитание его обще всем грекам,равно как и всем италийцам обще почитание тожественного с ним Юпитера.Первоначально Зевс универсальное божество, царь всей …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Зевс — (Деян 14:12 и след.), называемый также Юпитером верховное божество греч. рим. пантеона. Его почитали защитником существующего у людей порядка (гос ва, семьи) и мстителем за нарушение договора или клятвы. Почитание З., вместе с греч. культурой,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Зевс — м. Верховный бог, владыка богов и людей; громовержец (в древнегреческой мифологии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Зевс — 1 іменник чоловічого роду, істота давньогрецький бог …   Орфографічний словник української мови


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»