Заводы морского ведомства

Заводы морского ведомства
возникли преимущественно в 1860-х годах, когда правительство, стремясь к независимости от заграничных З. в деле сооружения и вооружения флота, задалось целью создать в России все необходимые для этого отрасли заводского производства. Все З., которыми в настоящее время располагает морское ведомство, могут быть подразделены на 3 категории. I) З. первого рода подходят под общую рубрику казенных заводов. Сюда относятся: 1) Новое адмиралтейство в СПб., служащее главным образом для ремонта судов, зимующих в СПб., а также для постройки корпусов военных судов. 2) Адмиралтейство в Николаеве на р. Ингуле, после Крымской кампании долгое время бездействовавшее, но с семидесятых годов судостроительные и проч. мастерские его значительно расширены. Оно также ограничивается постройкой одних корпусов военных судов и, кроме того, служит для ремонта судов Черноморского флота. 3) Кронштадтский пароходный завод, открывший свои действия в 1858 г., производит весь текущий ремонт Балтийского флота. До 1200 рабочих. 4) Адмиралтейские Ижорские З. на р. Ижоре у посада Колпино (СПб. губ.) — старейшие из З. морского ведомства, первоначально приготовляли, исключительно при посредстве водяного двигателя, несложные предметы для судов парусного флота; ныне же, кроме изготовления якорей, цепных канатов, помп и проч. мелких предметов судового снабжения, строят судовые машины всех родов (до 3000 индикаторных сил) и ведут производства котельное, трубо-, броне— и меднопрокатное, железоделательное, а также производство строительной стали. Число рабочих доходит до 1500. II) З. второй категории хотя и состоят в полной собственности казны, но управляются на основании особых положений, предоставляющих начальникам З. возможно большую свободу действия. Таковы Обуховский сталепушечный З. (см.) и Балтийский железо-судостроительный механический З. Последний находится в СПб., на правом берегу Невы, против Галерного острова. Учрежденный в начале 1860 гг. англичанином Макферсоном, он в 1874 г. перешел к английскому акционерному обществу, которое задолжало казне до 5 млн. руб., не исполнив ни одного из заказов морского ведомства. В 1876 г. морское ведомство ввиду предстоявшей войны приняло завод в свое управление, а в 1883 г. он окончательно перешел в собственность казны. Морское ведомство специализировало З. для своих нужд, и в настоящее время он располагает корабельными эллингами, мастерскими для постройки корпусов военных судов и самыми значительными (в России) средствами для постройки судовых механизмов; в полном ходу может занять до 21/2 т. рабочих. III) Третью категорию З. морского ведомства составляют такие З., которые хотя и состоят в частной собственности (акционерных обществ), но существование которых почти всецело обусловливается казенными заказами. Таковы: 1) Невские, или так назыв. Русские механич. и горн. З., находящиеся на Неве, выше Петербурга, открывшие свои действия в начале 1860-х гг. и построившие на своих эллингах первые броненосцы русск. флота; 2) Франко-русские З., на лев. берегу Невы, принадлежащие с 1881 г. Франко-русск. акцион. обществу. Они основаны во второй половине прошлого столетия шотландцем Бердом (см.). Не находятся в зависимости от морского ведомства, но приспособлены для выполнения его заказов следующие частные З.: Русского общества пароходства и торговли в Севастополе; Беллино-Фендрих и Ко в Одессе (миноноски); металлический З. Леснера и Нобеля в СПб. (лафеты и предметы минного вооружения); Крейтон и Ко в Або (паровые шлюпки всех родов, миноноски и канонерские лодки с механизмами до 1200 индикаторн. сил). — В тесной связи с З., исполняющими заказы морского ведомства по постройке новых военных судов, находятся сталелитейные заводы частных акционерных обществ: Брянские (см.), Александровский и Путиловский в СПб. С 1883 г. все казенные и частные З., строящие военные суда и механизмы для них, почти исключительно пользуются сталью этих трех заводов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Заводы морского ведомства" в других словарях:

  • казённые заводы — в России государственные, обычно военные и горно металлургические. Возникли в XVII в. как мануфактуры, распространились с начала XVIII в., особенно на Урале. Рабочие в основном государственные крестьяне (горнозаводские крестьяне), ставшие после… …   Энциклопедический словарь

  • Казённые заводы —         в дореволюционной России государственные промышленные предприятия, находившиеся в ведении различных ведомств (военного, морского, горного и др.). Главным назначением К. з. было удовлетворение государственных потребностей (в первую очередь …   Большая советская энциклопедия

  • Ижорские заводы — см. Заводы морского ведомства и Колпино …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КАЗЁННЫЕ ЗАВОДЫ — в дореволюц. России гос. пром. предприятия, находившиеся в ведении различных ведомств (военного, морского, горного, удельного и др.). Гл. назначением К. з. было удовлетворение гос. потребностей (в первую очередь военных), вследствие чего… …   Советская историческая энциклопедия

  • Шлиссельбургские пороховые заводы — …   Википедия

  • Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Линейные корабли типа «Севастополь» — Тип «Севастополь» …   Википедия

  • Линейные корабли типа «Гангут» — Тип «Севастополь» «Полтава» в годы Первой мировой войны Основная информация Тип …   Википедия

  • Колпино — посад С. Петербургской губернии Царскосельского уезда при Николаевской железной дороге, на реке Ижоре. До построения Петербурга здешняя местность заселена была латышами, чухнами и ссыльными шведами. Петр I велел отвести это место для строения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Царское Село — уездн. гор. С. Петербургской губ., в 22 вер. от С. Петербурга, с которым соединен жел. дор. Город расположен на возвышенности, составляющей продолжение Дудергофских высот; высшая точка Ц. Села (Старый дворец) около 250 фт. над уровн. моря.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»