Ефрем Сирин

Ефрем Сирин
один из великих учителей церкви IV в. Родился в Низибии, в первых годах IV в.; скончался, вероятно, в начале V в. По сказанию его сирского жизнеописания, Е. был сын языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома. Сам Е. называет себя человеком "неученым и малосмысленным"; но это сказано им лишь по смирению: его учености "удивлялся", по выражению Феодорита, Василий Великий. В сочинениях самого Е. видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Е. нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства". Сочинения Е. еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана. Русский перевод творений Е. (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий). Первое место между сочинениями Е. занимают его толкования на Св. Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е. занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинству догматствование Е. По умственному развитию церкви сирской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Е. по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Е. составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую часть сочинений Е. составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Е.: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.
См. Ассемани, "Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine" (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. — Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора). Перечень позднейших исследований см. в статье профессора Н. Барсова в "Христианском Чтении" за 1886 г.: "Ефрем, как проповедник". Издания сочинений Е.: Фосса (Рим, 1589-1597), в трех томах; упомянутое выше — Ассемани (критическая оценка этого издания у Филарета, "Историческое учение об отцах церкви", § 130), Aucher, "Ephremi commentarii in epistol. Pauli" (Венеция, 1833).
Н. Барсов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Ефрем Сирин" в других словарях:

  • Ефрем Сирин — Ефрем Сирин …   Википедия

  • Ефрем Сирин — выдающийся церковный писатель. Р. в начале IV в. в окрестностях Низибии, умер в начале V в. Сочинения его, написанные на сирийском языке, очень многочисленны (свыше 1 000); однако большая часть их известна только в переводах на армянский и… …   Литературная энциклопедия

  • ЕФРЕМ СИРИН — преподобный (Афрем) (умер в 373), христианский проповедник, богослов и поэт. Уделял особое внимание темам покаяния, Страшного суда и свободной воли. Классик христианской сирийской поэзии (сочинения его были рано переведены на греческий язык),… …   Современная энциклопедия

  • ЕФРЕМ СИРИН — (ок. 306 373) сирийский христианский писатель, диакон; пророк сирийцев . Возглавлял школу в г. Нисибине; когда в 363 город отошел к персидской империи Сасанидов, переселился в Эдессу, положив начало знаменитой Эдесской школе. Автор многочисленных …   Большой Энциклопедический словарь

  • Ефрем Сирин — (в рус. традиции в значении «сириец»), Афрем (сир. afrem) (ок. 306, Нисивин, Месопотамия, 373, Эдесса, там же), сирийский христианский поэт и мыслитель. Возглавлял школу в Нисивине; после перехода города к Сасанидской державе перенес свою… …   Энциклопедия культурологии

  • Ефрем Сирин — преподобный (Афрем) (умер в 373), христианский проповедник, богослов и поэт. Уделял особое внимание темам покаяния, Страшного суда и свободной воли. Классик христианской сирийской поэзии (сочинения его были рано переведены на греческий язык),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЕФРЕМ СИРИН — [сир. , греч. ᾿Εφραμ ὁ Σύρος] (ок. 306 373, Эдесса, ныне Шанлыурфа, Турция), прп. (пам. 28 янв.; католич. 9 июня; Сиро яковитской Церкви суббота 5 й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской 27 янв.; в Церкви Востока пятница 5 й седмицы по… …   Православная энциклопедия

  • Ефрем Сирин — (около 306   373), сирийский христианский писатель, дьякон; «пророк сирийцев». Возглавлял школу в г. Нисибис; в 363 переселился в Эдессу, положив начало знаменитой Эдесской школе. Автор многочисленных церковных гимнов (мадраша, «песен») дидактико …   Энциклопедический словарь

  • Ефрем Сирин — (нач. IV в. – ок. 373/379 г.)    преподобный, родился в городе Низибии (Месопотамия). Еще юношей он удалился в окрестные горы и стал отшельником. После взятия Низибии персами в 363 г. преподобный покинул места своего отшельничества и поселился в… …   Православие. Словарь-справочник

  • ЕФРЕМ СИРИН — СВ. (ок. 306 ок. 378), учитель церкви, родился в Нисивине (Месопотамия), предположительно в языческой семье. Приняв крещение в возрасте 18 (или 28) лет, Ефрем стал помощником св. Иакова, епископа Нисивинского. Был рукоположен во диакона, но, по… …   Энциклопедия Кольера

  • ЕФРЕМ СИРИН — Едесский, иеродиакон (ск. ок. 373 379), великий и Богоносный учитель покаяния, внутреннего очищения, обретения подлинного духовного состояния. Сын земледельца из г. Низибии в Месопотамии, в юности он был вспыльчив, легко шел на ссоры, мог и… …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»