Джонсон Бенжамин

Джонсон Бенжамин
(обычно назыв. Бен Д., Jonson) — личный друг и драматический противник Шекспира (1574-1637). Он был на десять лет моложе Шекспира и вступил на литературное поприще, когда Шекспир стоял уже во главе английской народной драмы. Жизнь его была бурная. В противоположность Шекспиру, он вышел из народа. Второй муж его матери был простой каменщик, которому он помогал в работах. На средства какого-то знатного покровителя, который заинтересовался даровитым ребенком, Джонсон был определен в Классическую вестминстерскую школу, откуда поступил в Кембриджский унив. Потом он служил наемным солдатом во Фландрии, прославился своей физической силой и храбростью; по возвращении в Англию поссорился с актером Спенсером и убил его на дуэли. По поводу постановки своей первой комедии Д. познакомился с Шекспиром, который, по преданию, содействовал постановке ее на сцене Блекфрайерского театра. Так произошло их сближение, скоро перешедшее в тесную дружбу, не прерывавшуюся до самой смерти Шекспира. Приятели стали сходиться в основанной сэром Вальтером Ралеем таверне Сирены (Mermaid Tavern) и, придерживаясь различных художественных принципов, устраивали друг с другом настоящие словесные турниры, описание которых оставлено современниками. Есть предание, что Д. посетил своего друга в Стратфорде, незадолго до его смерти, и что сама болезнь Шекспира была результатом устроенной по этому поводу пирушки. Памяти Шекспира Д. посвятил превосходное стихотворение, предпосланное первому полному собранию его произведений (Editio princeps, 1623). В то время, как Шекспир удалился навсегда из Лондона в Стратфорд, Д. достиг большой известности как драматург, преимущественно в придворных кругах; он был возведен Иаковом I в сан поэта-лауреата и по случаю придворных празднеств писал феерии, называвш. тогда масками. При Карле I Д., по наветам врагов, впал в немилость, лишился своего звания и умер в бедности. В то время, как Марло, Грин, Шекспир, Вебстер и др. довели до художественного совершенства драматическую хронику, трагедию и романтическую комедию, Д. задумал повернуть драматическое искусство в сторону античной трагедии и бытовой комедии, образцы которых он видел в комедиях Плавта и Теренция. Он был глубоко убежден, что английская народная драма, со своими трагическими, превышающими действительность страстями и фантастическим ходом действия, идет по ложному пути; что истинный путь есть путь простоты, правильности и естественности, завещанный классической драмой. "Я буду, — говорит он в прологе к одной из своих комедий, — изображать на сцене только такие действия и употреблять только такие слова, какие встречаются в жизни, я буду рисовать картину своего времени и смеяться над человеческой глупостью". По мнению Д., герой пьесы не должен быть чудовищем страсти или порока, но одним из тех людей, которых мы ежедневно встречаем на улице. Таких героев он и дает в своих многочисленных бытовых комедиях: "Every Man in his Humour", "Every man out of his Humour", "Volpone", "Alchemist", "Bartholomew Fair" и др., представляющих верную и потому драгоценную в культурном отношении картину пороков современного ему общества. Но эта верность скорее внешняя, чем внутренняя. Д. не обладал способностью создавать живых людей; в большинстве случаев его герои не более, как олицетворение общих понятий и пороков — хитрости, чванства, жадности, шарлатанства и т. п.; в них нет того слияния типического с индивидуальным, которое составляет главное достоинство героев Шекспира. Сказанное о комедиях Джонсона в полной мере применяется и к двум его трагедиям: "Сеян" (1603) и "Катилина" (1611), сюжеты которых заимствованы из жизни древнего Рима. Благодаря своей громадной начитанности в классических авторах, Д. мог прекрасно перенести на английскую сцену обстановку римской жизни, со всеми ее особенностями; но ему не удалось воскресить дух древнего Рима в такой степени, как это сделал Шекспир в "Юлии Цезаре" и "Антонии и Клеопатре". Положенный в основу его первой трагедии эпизод из царствования Тиберия изучен Д. на основании Тацита и Светония; по-видимому, в пьесе нет слова, которое автор не мог бы подтвердить ссылкой на источник, — но это обилие материала подавляет фантазию автора и лишает пьесу драматического движения. Чтобы вполне наслаждаться "Сеяном", нужно иметь хорошую классическую подготовку; но такой подготовки не могло быть у английской публики начала XVII в. — и пьеса Д. пала. Во второй своей трагедии Д. счел себя вынужденным сделать некоторые уступки вкусу публики. Он допустил больше разнообразия в действии; перенесением места действия из Рима в Фьезоле и обратно он нарушил классическое правило единства места; он даже позволил себе такие эффектные нововведения, как появление тени Суллы — мотив, очевидно, навеянный Шекспиром; но всего этого показалось мало публике, воспитанной на произведениях Шекспира и его школы — и трагедия Джонсона, в общем все-таки построенная по образцу трагедий Сенеки, не имела успеха. Кроме драматических произведений, Д. писал поэмы, сатиры, эпиграммы и оставил сборник очерков, заметок и характеристик под загл.: "Discoveries". По силе и оригинальности мысли и картинности изложения произведение это может быть поставлено наряду с "Опытами" Бэкона и "Характеристиками" Лабрюйера. Произведения Д. были издаваемы Джиффордом и Коннингемом.
О Джонсоне см. Taine, "Histoire de la littérature anglaise"; Mezières, "Prédécesseurs et contemporains de Shakespeare"; Ward, "English Dramatic Littérature" и кроме того, отдельные этюды Symonds'a, "Ben Johnson" (Л., 1890), и Swinburn'a, "A study of Ben Johnson" (Л., 1889). На русском языке существует прекрасная характеристика Бена Д. в ст. покойного С. А. Варшера: "Литературный противник Шекспира" ("Русская мысль", 1887).
H. Стороженко.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Джонсон Бенжамин" в других словарях:

  • Джонсон, Бенжамин — Бен Джонсон (англ. Ben Johnson)  распространённое сочетание краткого имени Ben (от Бенджамин, англ. Benjamin) и фамилии Johnson (реже  Jonson), под которым известны: Джонсон, Бен (Jonson, 1572 1637)  английский поэт и драматург. Джонсон, Бен… …   Википедия

  • Джонсон Бенжамин — Бен Джонсон (англ. Ben Johnson)  распространённое сочетание краткого имени Ben (от Бенджамин, англ. Benjamin) и фамилии Johnson (реже  Jonson), под которым известны: Джонсон, Бен (Jonson, 1572 1637)  английский поэт и драматург. Джонсон, Бен… …   Википедия

  • Джонсон — (Бенжамин, обыкновенно назыв. Бэн Д. Jonson) личный друг идраматический противник Шекспира (1574 1637). Он был на десять летмоложе Шекспира и вступил на литературное поприще, когда Шекспир стоялуже во главе английской народной драмы. Жизнь его… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Бенжамин Джонсон — …   Википедия

  • Список округов Техаса — EP HH …   Википедия

  • Чемпионат мира по фигурному катанию — Для получения текущей информации по этой теме, см. Чемпионат мира по фигурному катанию 2013. Чемпионат мира по фигурному катанию  ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ISU). Это… …   Википедия

  • Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров — Для получения текущей информации по этой теме, см. Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров 2012. Чемпионат мира по фигурному катанию среди юниоров  ежегодное соревнование по фигурному катанию среди юных спортсменов, организуемое… …   Википедия

  • США на зимних Олимпийских играх 2010 — США на Олимпийских играх Код МОК …   Википедия

  • Финал Гран-при по фигурному катанию 2009-2010 — Тип соревнования: Международный турнир под эгидой ИСУ Дата: 3 декабря 6 декабря Сезон: 2009 2010 Место проведения …   Википедия

  • Финал Гран-при по фигурному катанию 2009/2010 — Финал Гран при по фигурному катанию 2009 2010 Тип соревнования: Международный турнир под эгидой ИСУ Дата: 3 декабря 6 декабря Сезон: 2009 2010 Место проведения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»