Деларош

Деларош
Поль (Delaroche) — знаменитый франц. исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем же Поля звали его в семействе, и оно удержалось за ним у современников и в истории искусства (1797-1856). Отец Д. был эксперт по части картин, а дядя служил консерватором кабинета гравюр в Парижской Публ. библ., благодаря чему будущий живописец родился и развивался в артистической атмосфере. Чувствуя вначале влечение к пейзажной живописи, он учился ей у Вателе, но вскоре перешел от него к историческому живописцу К. Деборду, а потом в течение четырех лет работал под руководством бар. Гро. Впервые явился перед публикой в Париж. салоне 1822 г. с картиной "Иосавефа спасает Иоаса" (нах. в Луврск. музее), еще сильно отзывающейся несколько напыщенной манерой Гро, но уже свидетельствовавшей о выдающемся даровании художника. В следовавших за тем произведениях своих: "Любовь Филиппо Липпи к его натурщице-монахине", "Кардинал архиепископ Винчестерский допрашивает Жанну д'Арк в ее темнице", "Св. Винцент де Поль держит проповедь перед двором Людовика XII" и неск. др., выставленных в салоне 1824 г., Д. уже в значительной степени свободен от влияния своего учителя и вообще от академической рутины, вполне отделаться от которой ему удается в дальнейших своих работах: "Смерть президента Дуранти" (нах. в зале заседаний франц. Государственного совета), "Кончина английской королевы Елизаветы" (нах. в Луврском музее), "Мисс Макдональд подает помощь последнему претенденту после битвы при Кюлодене, 27 апр. 1746 г." и пр. Примкнув к новым идеям главы романтической школы, Э. Делакруа, он, руководимый светлым умом и тонким эстетическим чувством, осуществлял эти идеи в своем творчестве с воздержанностью, остерегаясь преувеличивать драматизм изображаемых сцен, не увлекаясь чрезмерно резкими эффектами, глубоко обдумывая свои композиции и разумно пользуясь превосходно изученными техническими средствами. "Дети англ. короля Эдуарда IV в лондонском Тоуере", "Кардинал везет за собой своих пленников Сен-Марса и де-Ту", "Мазарини, умирающицй среди придворных кавалеров и дам", "Кромвель перед гробом кор. Карла Стюарта" (первый экземп. — в Нимск. музее, повторение — в Кушелевской галерее, в спб. Акад. худ.), "Казнь Иоанны Грей", "Убийство герц. Гиза" и др. картины Д. на сюжеты, заимствованные из англ. и франц. истории, были встречаемы единодушной хвалой критиков и вскоре делались популярны благодаря изданию в гравюрах и литографиях. В 1832 г. Д. приобрел уже такую известность, что был избран в члены института. В следующем году он получил должность проф. в Парижск. училище изящных искусств, в 1834 г. отправился в Италию, где женился на единственной дочери живописца О. Верне и провел три года. По возвращении своем в Париж выставил в салоне 1837 г.: "Лорда Стаффорта, идущего на казнь", "Карла Стюарта, оскорбляемого кромвелевскими солдатами" и "Св. Цецилию", и с тех пор уже не участвовал в публичных выставках, предпочитая показывать свои готовые произведения любителям искусства у себя в мастерской. В 1837 г. принялся за главный труд всей своей жизни — колоссальную стенную картину (15 метр. длины и 4,5 м шир.), занимающую собой полукруглую трибуну в актовой зале Училища изящных искусств и вследствие того известную под названием "Полукружия" (Hémicycle). Он представил здесь в величественной многофигурной композиции аллегорические олицетворения образных искусств, раздающие наградные венки в присутствии сонма великих художников всех народов и времен, начиная глубокой древностью и кончая XVII столетием. По завершении (в 1841 г.) этого монументального произведения, прекрасно гармонирующего с архитектурой залы, как нельзя более соответствующего ее назначению, отличающегося красотой и разнообразием группировки, блеском красок и виртуозностью исполнения, Д. продолжал работать неустанно, постоянно совершенствуясь и стараясь отделаться от последних следов эмфаза, наложенных на него воспитанием. В это время он брал темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории, а после вторичной поездки в Италию (в 1844 г.) писал сцены из тамошнего быта и, наконец, по смерти своей жены (в 1845 г.) особенно полюбил сюжеты трагические и такие, которые выражают борьбу великих характеров с неумолимой судьбой. Замечательнейшими произведениями Д. за последний период его деятельности могут считаться: "Снятие со креста", "Богоматерь во время шествия Христа на Голгофу", "Богоматерь у подножия креста", "Возвращение с Голгофы", "Мученица времен Диоклетиана" (нах. в Михайловск. дворце в СПб.), "Мария Антуанетта после объявления ей смертного приговора", "Последнее прощание жирондистов", "Наполеон в Фонтенебло" (нах. в Лейпц. музее) и оставшаяся неоконченной "Скала св. Елены". Д. превосходно писал портреты и увековечил своей кистью физиономии многих выдающихся людей своей эпохи, напр. папы Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицы Зонтаг и др. Лучшие из современных ему граверов: Рейнольдс, Прюдон, Ф. Жирар, Анрикель-Дюпон, Франсуа, Э. Жирарде, Меркури и Каламатта считали для себя лестным воспроизводить его картины и портреты. Ср. Henri Delaborde, "Oeuvres de Paul D." (1858) и биографию Д., изданную Рюнц-Рэсом (J. Runtz-Rees) в 1880 г.
А. С-в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Деларош" в других словарях:

  • Деларош — Деларош, Поль (1797 1856) французский исторический живописец. Наиболее известные из его картин: Кромвель у гроба Карла I , Дети Эдуарда в Тоуэре , Убийство герцога Гиза …   1000 биографий

  • Деларош П. — Поль Деларош Поль Деларош (фр. Paul Delaroche, настоящее имя Ипполит; фр. Hippolyte; 17 июля 1797, Париж  4 ноября 1856, там же)  знаменитый французский исторический живописец, представитель академизма. Содержание …   Википедия

  • Деларош — (фр. Delaroche, de la Roche) французская фамилия. Деларош, Даниэль (1743 1812) швейцарский ботаник Деларош, Поль (1797 1856) французский живописец Деларош, Франсуа (1781 1812/1813) французский ботаник и ихтиолог, сын Даниэля Делароша …   Википедия

  • Деларош — (Delaroche)         Поль (настоящее имя Ипполит) (17.7.1797, Париж, 4.11.1856, там же), французский живописец. Ученик А. Гро. Картины Д. («Дети Эдуарда IV», 1831, Лувр, Париж; «Убийство герцога Гиза», 1834, Музей Конде, Шантийи) изображают… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЕЛАРОШ Поль — ДЕЛАРОШ, ПОЛЬ ИППОЛИТ (Delaroche, Paul Hippolyte) ПОЛЬ ИППОЛИТ ДЕЛАРОШ. ДЕТИ ЭДУАРДА IV В ТАУЭРЕ (1797 1856), французский живописец; родился в Париже 17 июля 1797. Учился у А. Гро. Был одним из самых популярных художников своей эпохи благодаря… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЕЛАРОШ (Delaroche) Поль — (наст. имя Ипполит) (1797 1856) французский живописец. Основоположник натуралистической исторической живописи, соединял внешнее правдоподобие с сентиментальной трактовкой драматических эпизодов истории ( Дети Эдуарда IV , 1831) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Деларош Поль — Деларош (Delaroche) Поль (настоящее имя Ипполит) (17.7.1797, Париж, ‒ 4.11.1856, там же), французский живописец. Ученик А. Гро. Картины Д. («Дети Эдуарда IV», 1831, Лувр, Париж; «Убийство герцога Гиза», 1834, Музей Конде, Шантийи) изображают… …   Большая советская энциклопедия

  • Деларош Поль —         (настоящее имя Ипполит) (Delaroche) (1797 1856), французский живописец. Ученик А. Гро. Идеализируя образы исторических деятелей, создавал картины на драматические сюжеты из средневековой истории, в которых правдоподобно передавал… …   Художественная энциклопедия

  • Деларош, Поль — Поль Деларош Paul Delaroche Поль Деларош Имя при рождении: Ипполит Деларош Дата рождения …   Википедия

  • Деларош, Даниэль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Деларош. Даниэль Деларош фр. Daniel Delaroche Дата рождения: 17 ноября 1743(1743 11 17) …   Википедия

  • Деларош Поль — Поль Деларош Поль Деларош (фр. Paul Delaroche, настоящее имя Ипполит; фр. Hippolyte; 17 июля 1797, Париж  4 ноября 1856, там же)  знаменитый французский исторический живописец, представитель академизма. Содержание …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»