Дар в древней Руси

Дар в древней Руси
— в древней Руси сбор, возникший из добровольных приношений. При объезде князьями и их слугами волостей с административными и судебными делами они получали в местах остановки содержание натурой от местного населения и сверх того различные приношения в виде дара, "на поклон, в почесть или на взаезд". Совершенно подобный обычай практиковался землевладельцами или их приказчиками при объезде имений (вотчин). Эти приношения натурой сделались мало-помалу обязательными и уже довольно рано переводились князьями на деньги. От первой половины XII в. имеются указания, что Д. взимается наряду с данью, продажами и вирами и поступает вместе с этими сборами в пользу церкви в виде десятины. В ханских ярлыках, гарантирующих привилегии церкви, даруются льготы от податей и сборов и в числе последних перечисляются: корм, запрос, дар, почестье и проч. В договорах Новгорода с князьями постоянно повторяется условие, что "с волостей имати дар по старине", причем князья могли собирать этот Д. в местах остановок при въезде в Новгородскую землю, но не при отъезде. Можно думать, что с переводом натуральных приношений на деньги не исчез, однако, обычай при встрече князья и его слуг одарять их разными приношениями и поминками. Д., таким образом, возобновились и продолжали довольно долго существовать до вторичного выкупа их в половине XVI в., когда вводится денежный оброк за наместнич. корм. Но и после того Д. в виде добровольных приношений властям еще долго держатся в обычаях и нравах населения. Д., собираемый землевладельцами, также упоминается еще в XVI в., напр. в новгородских писцовых книгах при перечислении натуральных и денежных сборов в пользу землевладельца и его приказных людей, обыкновенно наряду с "постояньем", т. е. сбором взамен корма в местах остановок, и с "переваром", т. е. сбором взамен доставки питья во время тех же объездов. Д., постоянье и перевар взимаются или продуктами, или деньгами.

М. Д.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "Дар в древней Руси" в других словарях:

  • Дар, приношение — в древней Руси сбор, возникший из добровольных приношений. При объезде князьями и их слугами волостей с административными и судебными делами они получали в местах остановки содержание натурой от местного населения и сверх того различные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иосиф, патриарх московский и всея Руси — пятый патриарх московский и всея Руси, преемник Иоасафа І и предшественник Никона, умер 15 апреля 1652 г. Уроженец г. Владимира на Клязьме, он избран был на патриаршество 20 марта 1642 г. из архимандритов московского Симонова монастыря, по… …   Большая биографическая энциклопедия

  • АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… …   Православная энциклопедия

  • ГЕОРГИЙ — [греч. Γεώργιος] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.). Один из наиболее известных святых в христ. мире, а в нек рых странах (напр., в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые… …   Православная энциклопедия

  • ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; …   Православная энциклопедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… …   Православная энциклопедия

  • Феодализм — Содержание [О Ф. во Франции см. соотв. ст.]. I. Сущность Ф. и его происхождение. II. Ф. в Италии. III. Ф. в Германии. IV. Ф. в Англии. V. Ф. на Пиренейском полуострове. VI. Ф. в Чехии и Моравии. VII. Ф. в Польше. VIII. Ф. в России. IX. Ф. в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»