- Грунтовые дороги
-
имеют большое значение в России. К этому разряду сухопутных сообщений принадлежат, кроме проселочных и большинства губернских почтовых дорог между значительными населенными центрами, и некоторые из дорог главных сообщений, так наз. тракты. Если исключить шоссе и мостовые, составляющие в общем около 25000 км протяжения, то все остальные русские дороги, предназначенные для проезда колесных экипажей, протяжением в несколько сот тысяч км представляют дороги грунтовые, не укрепленные искусственною одеждою из камня. Сибирский тракт, Военно-Грузинская дорога и некоторые весьма важные сухопутные дороги в Европ. России пока еще принадлежат к этому несовершенному типу проезжих дорог. В Зап. Европе при большой густоте железнодорожной сети все главнейшие дороги между более значительными городами в настоящее время обделаны в шоссе, и Г. остались только менее значительные, проселочные дороги. Качества наших натуральных дорог весьма неудовлетворительны. За исключением Г. дорог, пролегающих по почвам хрящеватым и каменистым, как, напр., в Финляндии и в Забайкальских степях, состояние таких дорог не соответствует потребностям значительного торгового движения. В песчаном, глинистом и черноземном грунте дороги почти всегда неудовлетворительны. В черноземных степях южной России Г. дороги осенью и весною часто представляют непроходимую топкую грязь, и распутица составляет обыкновенное состояние многих наших Г. дорог после обильных дождей. Они бывают удобны для проезда лишь в сухое летнее время и с более или менее значительными перерывами — зимою, когда устанавливается санный путь. Но и при этом образующиеся на дороге от проезда многочисленные колеи и выбоины затрудняют движение тяжело нагруженных экипажей. Поэтому количество клади на каждую лошадь при движении по Г. дороге значительно меньше, чем на шоссейной дороге. Передвижение при дурном состоянии дороги затрудняется еще более, если на ней встречаются сильные подъемы.Груз, который перевозится лошадью по Г. дороге, зависит от сопротивления пути движению повозки. Коэффициент сопротивления, т. е. отношение потребного усилия для горизонтального передвижения к весу груза, составляет для колесных экипажей:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | в среднем | ||--------------------------------------------------------------------------------------| || На мягкой песчаной дороге | 1/5 — 1/9 | 0,15 | ||--------------------------------------------------------------------------------------| || На твердой песчаной дороге | 1/17 — 1/28 | 0,05 | для саней на железных ||--------------------------------------------------------------------------------------| полозьях и по твердому || На черноз. дурной дороге | 1/8 — 1/15 | 0,10 | снегу — около 1/300 |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Сопротивление это изменяется также и в зависимости от диаметра и ширины колес повозки. По табл. Лессля, составленной на основании формулы Машека, лошадь средней силы при восьми часах работы и скорости 1,1 м может вести следующие грузы (в кг, считая и вес повозки) на разных подъемах Г. дороги.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| Величина | 0 | 0,005 | 0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 || подъема i = | | | | | | | | | | ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Полный груз при | | | | | | | | | | || коэф. сопрот. | 1500 | 1332 | 1192 | 974 | 806 | 678 | 575 | 491 | 421 | - || дороги 0,05 | | | | | | | | | | ||------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| То же 0,10 | 750 | 698 | 650 | 567 | 496 | 436 | 388 | 887 | - | - |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Для улучшения Г. дорог на участках с песчаным грунтом покрывают поверхность дороги растительной землей или глиной толщ. в 7-10 см, чтобы придать связь частицам песка и лишить их подвижности. Более целесообразно употребление земляного бетона, составляющего смесь гравия и растительной земли. Эта смесь плотно укатывается или утрамбовывается по насыпке ее на поверхности дороги слоем, не менее 15 см толщиною. Чаще прибегают к укреплению песчаной дороги вереском, растущим обыкновенно в изобилии в местностях с песчаным грунтом. Стебли вереска настилаются поперек дороги в вырытом для этого ложе, и затем слой этот уминается ногами и засыпается на толщину в 7-8 см песком, полученным при прорытии ложа. Если вблизи дороги нет вереска, употребляют вместо него, хотя с меньшим успехом, хвойные лапки, т. е. молодые ветки ели или сосны. Для улучшения дороги, проходящей в глинистом грунте, применяется песок, рассыпаемый по дорожному полотну слоем около 15 см. От действия проезда песок смешивается с верхним слоем глины и уплотняет поверхность дорожного полотна, уменьшая на некоторое время его липкость. При жирной и вязкой глине лучше укрепить поверхность дороги земляным бетоном (см. выше), слой которого иногда настилается на заготовленном заранее основании из хвороста. В болотном грунте дорога может быть укреплена хворостяным слоем или жердевым настилом (см. Гать). Существующие в России Г. дороги имеют весьма разнообразную ширину; нередко ширина их достигает 30 саж., что собственно для проезда представляется излишним и потому при улучшении дорог уменьшают ширину проезжей полосы для облегчения содержания ее в исправности. Значительная ширина Г. дороги полезна только в том отношении, что при порче одной стороны дороги вследствие выбитых колей от частого проезда движение может направиться по другой полосе до исправления расстроенной части.А. Таненбаум.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.