- Грильпарцер
-
Франц (Grillparzer, 1791-1872) — самый выдающийся австр. драматург. Прослушав курс юридических наук, он в 1813 г. поступил на государственную службу. Уже первая его трагедия "Die Ahnfrau" (ей предшествовали юношеские опыты: "Blanka von Kastilien", "Die Schreibfeder", "Wer ist schuldig", "Robert, Herzog von der Normandie" и др.), несмотря на неудачный выбор сюжета и изобилие всевозможных романтических ужасов, имела в 1817 г. необыкновенный успех и, обойдя в короткое время почти все немецкие сцены, доставила автору громкую известность. Основная мысль этой трагедии — роковая сила судьбы. Г. идет здесь по следам Вернера, Мюльнера и др. представителей "трагики фатализма". Он скоро освободился от этого влияния и в своих последующих произведениях является последователем нем. классицизма, хотя и не вполне чуждым романтизма. В 1818 г. появилась его "Sappho" — трагедия психологическая; в ней с удивительной ясностью рисуется расцвет и увядание любви и, как в гетевском "Тассо", изображается разлад между жизнью и поэзией (перев. ее на рус. яз. в "Артисте", 1893). В "Сафо" особенно сильно сказался недостаток почти всех драматических произведений Г. — отсутствие цельности: характеры задуманы и отделаны превосходно, но прекрасные сами по себе отдельные сцены слабо связаны в одно целое. За ней последовала в 1821 г. трилогия "Das Goldene Vlies", в которой простота греч. легенды о золотом руне много потеряла от примеси романтической приподнятости; зато в ней больше драматизма, чем в "Сафо". Особенно известна последняя трилогия Г., "Медея". Романтизма много и в следующей патриотической трагедии Г.: "König Ottokars Glück und Ende" (1825). По преобладанию в ней эпического элемента ее скорее можно назвать драматической хроникой. Далее следовали трагедии "Ein treuer Dirner seines Herrn" (1828) и "Des Meeres und der Liebe Wellen" (1831) и драматическая сказка "Der Traum ein Leben" (1834), напоминающая Кальдерона. Из них всего замечательнее "Des Meeres und der Liebe Wellen", где изображена трагическая любовь Геро и Леандра. Внутренняя жизнь Г. слагалась безотрадно. С одной стороны, цензура не пропускала многих его лучших лирических произведений, с другой — к нему враждебно относилась воодушевленная боевыми идеалами "Молодая Германия". Когда в 1838 г. комедия Г. "Weh dem, der lügt" была встречена крайне неприязненно публикой и прессой, он решил ничего больше не выпускать в свет. Но он не отказался от творчества, и к этому времени относятся несколько новелл, драмы "Libusa", "Die Jüdin von Toledo", "Ein Bruderzwist im Hause Habsburg", прелестная двухактная пьеса "Esther" и многочисленные лирические стихотворения. Лишь с 1848 г., когда после падения меттерниховского режима Г. почувствовал себя бодрее, начали вновь появляться в свет отдельные его произведения. На голову уже стареющего поэта посыпалась тогда масса почестей: избрание членом академии наук, назначение пожизненным членом палаты господ и т. д. Когда в 1860-х г. Лаубе стал с большим успехом ставить его пьесы, популярность Г. достигла небывалых размеров. Похороны его сопровождались таким торжеством, какого не удостоился ни один немецкий поэт, кроме разве Клопштока. Если прежде критика относилась к Г. незаслуженно холодно, то затем в его восхвалении утратила всякую меру: его стали ставить рядом с Шиллером и Гете. Полное собрание его соч. изданы Лаубе и Вейленем (1872; 4-е изд. Зауера 1887). Адольф Фоглер издал его "Ansichten über Litteratur, Bühne und Leben" (1872, составлено по разговорам с Г.). Ср. Wurzbach, "Franz G." (2 изд., 1872); Adalb. Fäulhammer, "F. G., eine biographische Studie" (1884); H. Laube, "F. G-s Lebensgeschichte" (1884). Самая полная биография: Volkelt, "G., als Dichter des Tragischen" (1888).И. К.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.