- Греческая музыка.
- — История ее ведет свое начало с глубокой древности. В играх, дававшихся в честь богов, а затем в трагедиях музыка играла весьма значительную роль. Вообще, в Греции смотрели на музыку как на нравственно-воспитательное средство. Для обучения этому искусству существовали школы. Пение было тесно связано с размером стиха. Музыка не преобладала над текстом, которому придавала только большую рельефность и выражала общее настроение. Пение было сольное и хоровое. Оно сопровождалось разными инструментами, сообразно характеру произведения: элегии и дифирамбы — флейтами, ямбы — лирами. В трагедиях большое место было уделено хору (только мужскому), танцам и пению-соло; последнее исполнялось преимущественно предводителем хора. Певцы часто были и поэтами. Из певцов Греции замечательны: Терпандр, Тиртей, Пиндар, Сафо, Анакреон. Греческие инструменты струнные — лиры (число струн в которых увеличилось с трех до восемнадцати), китары, арфы, наблы; духовые — флейта простая, двойная, флейта Пана, трубы. Были тоже ударные инструменты, которые допускались только в вакханалиях. Развитию лиры способствовал Терпандр, улучшению духовых инструментов — Олимп. Теорию музыки разрабатывали Пифагор, Аристоксен, Клавдий Птоломей, Дидим. По теории Пифагора прима, октава, кварта, квинта считались консонансами, терция, секста — дисонансами, вследствие чего аккорды в Г. музыке не применялись, так как не допускались терции, составляющие суть аккордового построения. Система греческих ладов, перешедших впоследствии в христианскую музыку под названием церковных ладов, следующая: звукоряд из четырех нот назывался тетрахордом; крайние неизменные звуки отстояли на кварту. Расстояние двух средних менялось, вследствие чего тетрахорды были диатонические, хроматические, энгармонические. В диатоническом тетрахорде звуки отстояли на 1 тон, 1 тон, ½ тона (лидийский тетрахорд — c, d, e, f). 1 тон, ½ тона, 1 тон (фригийский тетрахорд — d, e, f, g), ½ тона, 1 тон, 1 тон (дорийский тетрахорд — e, f, g, a). В хроматическом тетрахорде звуки отстояли на ½ тона, ½ тона, 1½ тона (e, f, fis, а), в энгармоническом тетрахорде — на ¼ тона, ¼ тона, 2 тона
.
Гамма или так называемая гармония у греков состояла из сопоставления двух одинаковых тетрахордов. Если две крайние ноты соседних тетрахордов не совпадали, сопоставление называлось раздельным, например:
, если они совпадали — связным, например
.
Гамма или гармония заключалась между крайними звуками, отстоящими на октаву. Лидийская гамма с раздельными тетрахордами — cdefgahc, фригийская с раздельными тетрахордами — defgahсd, дорийская с раздельными тетрахордами — efgahcde. При сопоставлении двух связных тетрахордов образовалась гамма только из семи звуков; чтобы получить восемь звуков, прибавляли звук сверху или снизу гаммы. Такая гамма с прибавленным верхним звуком имела то же самое название, но только с присоединением слова гипер, а с прибавленным нижним звуком — то же название с присоединением слова гипо. Гиполидийская гамма называлась также синтонолидийскою, гиперфригийская — локрийскою, гипофригийская — ионийскою, гипердорийская — миксолидийскою, гиподорийская — эолийскою. Нотация состояла из греческих букв, более или менее видоизмененных. Нотация вокальной музыки отличалась от инструментальной.
Н. Соловьев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.