Горынич


Горынич
(иначе Горынчат, Горынчище, Горынище) — обычный эпитет чудовищного крылатого змея в русских былинах и сказках. Имя Г. есть отечественная форма от имени Горыня и указывает на связь змея с горами. По былинам, Г. живет то на Сорочинских горах, то на Тучи-горах, в глубоких пещерах, где хранит разные сокровища и куда уносит похищаемых им девиц и богатырей. Из своего убежища Г. летает на бумажных крыльях на святую Русь за добычей. Горный змей, Bergwart, известен и немецким сказаниям. В былинах Г. приписывается похищение племянницы князя Владимира Запавы Путятичны, или дочери его Марфиды, или тетки Добрыни, Марьи Дивовны. По поручению князя Владимира Добрыня едет биться со змеем на Пучай реку (или Израй реку), убивает его после упорного, иногда трехдневного боя и выпускает из его норы похищенную женщину и других полоненных змеем лиц. Сюжет битвы богатыря со змеем или драконом с целью освобождения девицы — один из популярнейших сюжетов в сказаниях разных народов (см. Змей в мифологии); исследования о роли змея в религиозных представлениях и сказаниях народов семитских, индоевропейских, урало-алтайских, а также в верованиях дикарей составляют обширную литературу. Ср. Спенсера, "Основания социологии" (I, стр. 359); Э. Тэйлора, "Первобытная культура" (II, 288 и след.); Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (т. II, гл. XX); Baudissin, "Die Symbolik der Schlange im Semitismus", в его книге "Zur semitischen Religionsgeschichte"; Smith-Celitzch, "Chaldäische Genesis" (1876); De-Gubernatis, "Die Thiere in der indogermanischen Mythologie" (1874, II). У некоторых диких или малокультурных народов существует еще и в наше время религиозный культ змей, особенно у негров в Африке и у некоторых племен Индостана. В верованиях многих народов чудовищный змей или дракон является олицетворением губительных явлений природы и вообще злого начала. Стараясь объяснить себе поражавшие его воображение атмосферические и небесные явления, первобытный человек населял небо теми же существами, которые видел на земле. Таким образом перенес он на небо и змея, наделив его гигантскими размерами и крыльями (летучий змей, огненный змей). Многие народы видели и некоторые до сих пор видят небесного змея в смерче (японцы, китайцы, башкиры), в извилинах молнии, в метеорах, в падающих звездах и тому подобных явлениях. Но эти примитивные представления, лежащие в основе многочисленных мифов о борьбе благих богов с чудовищными змеями, не должны быть усматриваемы, как это делалось сторонниками мифологической экзегезы народных сказаний, в каждой сказочной фабуле, где является богатырь змееборец, и тем менее — в христианских средневековых легендах, в которых нередко изображается поражение дракона-змея тем или другим святым. В настоящее время все более складывается убеждение, что символизм первых веков христианства широко воспользовался старою семито-арийскою фигурою дракона-змея и сделал его постоянным символом дьявола, ада и всего враждебного благочестивым людям (см. исследование проф. А. И. Кирпичникова, "Св. Георгий и Егорий храбрый", стр. 110 и след.). В нашем былинном змее Г. также нет основания искать языческих представлений русских славян. Готовый, широко известный сюжет змееборства мог прикрепиться к былинному богатырю Добрыне, как он прикрепился в эпических сказаниях других народов ко многим национальным богатырям (ср. змееборство персидского Рустема, немецкого Зигурда, Зигфрида и друг.). Для уяснения значения змея Г. в былинах о Добрыне может служить аналогия между последним и змееборцами наших духовных стихов, св. Егорием храбрым и св. Феодором Тироном. Кроме сходства в общем мотиве — спасении царской (княжеской) дочери от змея, — в былинах о Добрыне встречается ряд деталей, известных из духовных стихов о Егории и Феодоре Тироне: топтание змеев богатырским конем, поток змеиной крови, в котором чуть не утопают змееборцы, глас с неба о прободании земли копьем, чтобы она поглотила кровь, одинаковое наименование змея Г., ранний возраст змееборцев и др. Ввиду этих параллелей есть основание думать, что и в былинах и в духовных стихах змей Г. имеет одинаковое значение, т. е. является олицетворением язычества, дьявола. С этой точки зрения находят себе объяснение многие детали былин о бое Добрыни с Г.: религиозная окраска подвига богатыря, купанье его в реке Пучае (т. е. Почайне, где совершилось крещение киевлян), шляпа земли греческой, которой Добрыня отшибает змею хобот и друг. Более подробное развитие этой мысли см. в книге Всев. Миллера, "Экскурсы в область русского народного эпоса" (глава II, стр. 32-55).
Вс. Миллер.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Горынич" в других словарях:

  • Богатыри — действующие лица русских былин (см. это слово), но не все, однако же: так, например, богатырем не считается ни князь стольнокиевский Владимир Красное Солнышко , ни такие чудовищные существа, как Идолище поганое или Жидовин. Богатыри обладают… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Змеепоклонство — (офиолатрия) общераспространенный культ, известный во всех частях света, за исключением Австралии, где змеи не водятся. В змее видели воплощение божества вообще или некоторых отдельных богов (огня, здоровья, данной местности), или же начала зла.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГОРЫНЯ — муж. сказочный богатырь и великанища, который горами качает. Горынич муж. сказочное отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор, вертепов, пещер. Горыч муж. ветер с гор, с нагорья, береговой; на Байкале СЗ, на Волге ЮЗ. Горище… …   Толковый словарь Даля

  • ГОРЩИК — ГОРЩИК, горыня, горынич, см. гора. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ЗМИЙ — ЗМИЙ, змей муж. змия, змея жен. пресмыкающееся, безногое животное, четвертый разряд гадов (лягвы, черепахи, ящерицы, змеи). Змея, ползучее, безногое животное, разных видов. | * Злой человек, скрытный и злобный. | На заводах: коленчатый железный… …   Толковый словарь Даля

  • Лубочная литература — (РУССКАЯ) в более узком и основном смысле литература так наз. «лубочных картинок», рассчитанных на широкое массовое потребление. Слово «лубочный» происходит, по мнению большинства исследователей, от лубков, липовых досок, с которых первоначально… …   Литературная энциклопедия

  • Змей Горыныч — У этого термина существуют и другие значения, см. Змей Горыныч (значения). На открытке работы Ивана Билибина Змей Горыныч  многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В славянской… …   Википедия

  • Богатыри — Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье …   Википедия

  • Богатыри и витязи русской земли — Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи  художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… …   Википедия

  • Богатырь — Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи  художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.