Гонкуры

Гонкуры
(братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси, Жюль род. в 1830 г. в Париже, † в 1870 г.) — известные французские писатели. Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшие во всем и ко всему одинаковые вкусы и наклонности, они представляют единственный в своем роде пример идеального литературного сотрудничества. В их произведениях исчезает индивидуальность каждого из авторов, но зато дружная работа двух крупных, одинаково настроенных, талантов придает всему, что ими написано, интенсивность замысла и яркость стиля, доступную немногим из современных писателей-художников. Природные артистические наклонности побудили Г. заняться сначала живописью. В смысле творчества они не достигли многого на этом поприще, но все-таки долголетние занятия технической стороной искусства и постоянное изучение его произведений наложили отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Обладая материальным достатком, Г. сделались страстными собирателями художественных произведений и редкостей, превратили свой дом в музей и внесли во французскую литературу то, что Бурже называет "le goût du bibelot". Живя постоянно среди художественных реликвий умерших эпох, Г. воспитали в себе особую остроту зрения, уменье понять до мельчайших подробностей внутренний мир отдельного человека или целого общества известной эпохи по внешним знакам их жизни. С этой подготовкой Г. дебютировали в литературе этюдами бытовой и художественной жизни XVIII в. Таковы их "Portraits intimes du XVIII s." (1856-58), "Histoire de Marie-Antoinette" (1858), "Les Maîtresses de Louis XV" (1860), "La femme au XVIII s." (1862), "L'art du XVIII s." и др. В названных этюдах Г., прежде всего, тонкие знатоки искусства, не выводящие философских заключений из живописи Ватто и Буше, а обсуждающие их с технической точки зрения рисунка, красок, тона и т. п. Из массы накопленных ими мелких обособленных фактов они с изумительным искусством воссоздают живую картину жизни XVIII ст. с ее небрежной грацией и таящимся в глубине холодным скептицизмом. В этих исторических книгах Г. выражается уже вся сущность литературного дарования Г.: они — художники-бытописатели, тонко схватывающие и артистически передающие внешнюю сторону жизни, привычки и вкусы людей, все капризные оттенки этих вкусов, но не вносящие ничего нового в объяснение движений человеческой души.
От исторических сочинений, изобилующих живописными деталями и написанных нервным языком, переход к писанию романов совершился сам собой. Роман, по определению Эдм. Г., есть "история, как она могла бы быть". Произведения Г. — точное применение этого определения на практике. Они опять собирают горы "petits papiers", факты, рисующие душевную жизнь современного человека; ставят себе целью изображение истины во всей ее наготе, неприглядности и беспощадности; изучают жизнь, по своему собственному выражению, "sur le vrai, le vif, le saignant"; проводят недели и месяцы в госпиталях, рабочих домах и создают наконец целый ряд романов, в которых воображение авторов играет наименьшую роль, а все дело — в точном анализе результатов наблюдения. Понимая роман как воспроизведение скорее нравов, чем страстей современного общества, Г. не делают героями своих романов людей исключительных, создающих себе условия жизни собственной энергией, а напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной индивидуальности — натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли, патологические состояния человеческой души. Самым характерным для таланта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанный впервые в 1861 г. под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных, пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой — жертва бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г. развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют со свойственным им обилием характерных деталей жизнь французских художников.
Лучшими из романов Г. считаются два этюда женской психологии или, вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) — тип несчастной, истеричной женщины с больной волей, страстным темпераментом и слабой головой, и "Rénée Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка, нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки непосредственность чистой души. "Soeur Philomène" (1861) и "Madame Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века, связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом, они внесли эту "modernité" в свои произведения, сделались историографами своего поколения и стали во главе целой школы романистов натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.) с характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и живописность. Постоянная погоня за точным определением ("le mot qui peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там, где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает поразительные эффекты.
После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления) старший брат продолжал писать романы и издал "La fille Elisa", "Les frères Zemganno", "La Faustin", "Chérie", во многом схожие с общим типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся. Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с оригинальничаньем, доходят здесь местами до крайних пределов, заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные литературные мемуары "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев с 50-х до 70-х гг. Дневник этот — в высшей степени ценный вклад в историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie contemporaine" и Леметра в "Contemporains"; Золя. "Парижские письма".
З. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Гонкуры" в других словарях:

  • Гонкуры — (de Goncourt) Эдмон (Edmond, 1822 1896) и Жюль (Jules, 1830 1870) французские писатели, братья, долголетнее лит ое сотрудничество которых редкий пример творческого единства. Лишь на основании признаний Эдмона де Г. и анализа произведений,… …   Литературная энциклопедия

  • Гонкуры — (братья Goncourt: Эдмон род. в 1822 г. в Нанси; Жюль род. в1830 г. в Париже, умер в 1870 г.) известные французские писатели.Неразлучные с детства, преданные всегда одним и тем же занятиям, имевшиево всем и во всему одинаковые вкусы и наклонности …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гонкуры — …   Википедия

  • ГОНКУРЫ — (братья Эдмон (1822 1896) и Жюль (1830 1870) – франц. писатели) Скажу ль, Во Франции два брата, два Гонкура, Эдмонд и Жуль, Когда б не родились и не писали вместе, Не оказали б им такой французы чести. Шутл. ОМ925 (352.1) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Гонкуры (дополнение к статье) — (Эдмон Goncourt) французский писатель; умер в 1896 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Гонкур — (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 1896) и Жюль (1830 1870). В романах из жизни разных слоёв французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник»… …   Энциклопедический словарь

  • ГОНКУР — (Goncourt), ЭДМОН ДЕ ГОНКУР. Портрет работы Ж.Ф.Рафаэлли. братья Эдмон Луи Антуан (1822 1896) и Жюль Альфред Юо (1830 1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как …   Энциклопедия Кольера

  • Натурализм — (от лат. natura природа) название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70 х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80 90 х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы Н. в… …   Литературная энциклопедия

  • Братья Гонкур — Фотография …   Википедия

  • Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Гонкуры» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»