Голос в вокальной музыке


Голос в вокальной музыке
(vox — лат., voce — итал., Stimme — нем., voix — франц.) — в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты каждым человеческим голосом. Г. по способности своей брать высокие, средние, низкие звуки делятся на: 1) сопрано (soprano или canto primo), самый высокий женский голос. Объем от до в первой октаве до ре в третьей октаве. Делится на три регистра: грудной от до до фа в первой октаве; средний (медиум) — от фа диез до фа во второй октаве; головной — от соль во второй октаве до ре включительно в третьей. Самые высокие ноты до, до диез, ре трудны, и певцы, владеющие таким высоким регистром, редки. Самые употребительные ноты для сопрано — от соль в первой октаве до ля бемоль во второй. Особенно блестящи ля, ля бемоль, си бемоль во второй октаве. Мужской детский высокий голос называется дискантом. Партия высокого Г. пишется в ключе соль, или в дискантовом ключе до. 2) Меццо-сопрано (mezzo-soprano или canto secondo), менее высокий голос женщин и детей. Объем от ля в малой октаве до си бемоль во второй. Грудной регистр — от ля в малой октаве до фа диез в первой, средний — от соль в первой до ми во второй, головной — от фа до си бемоль включительно во второй октаве. Последние две ноты трудны и редки. Наиболее употребительные звуки — от фа в первой октаве до фа во второй. Партия меццо-сопрано пишется в ключе соль, прежде писалась в меццо-сопрановом ключе. 3) Контральто (contralto), низкий женский голос. Объем от соль в малой октаве до ля бемоль во второй. Грудной регистр — от соль в малой октаве до соль в первой; средний — от ля в первой октаве до ми включительно во второй, головной — от фа до ля бемоль во второй октаве. Последние две ноты этого регистра трудны и редки. Наиболее употребительные звуки — от ре в первой октаве до ми бемоль во второй. Партия пишется в альтовом ключе до или в ключе соль. 4) Тенор (tenore), высокий мужской голос. Объем от до в малой октаве до до диез включительно во второй. Нижние звуки тенора до ре в первой октаве — грудные, все остальные верхние — смешанные, т. е. состоят из соединения регистров грудного и головного. Самые верхние ноты до, до диез, трудны и редки. Употребительные звуки — от соль в малой октаве до ля бемоль в первой. Самые блестящие ноты — верхние, начиная от фа диез в первой октаве. Низкие звуки до, ре слабы. Теноровая партия пишется в теноровом ключе до, но чаще в ключе соль, причем ноты звучат октавою ниже писанных. 5) Баритон (baritono), низкий тенор. Объем — от ля в большой октаве до ля бемоль в первой. Нижние звуки до си в малой октаве — грудные, верхние от до до ля бемоль в первой октаве — смешанного регистра. Употребительные звуки — от ми в малой октаве до ми в первой. Верхние звуки блестящи, но ля бемоль очень труден, нижние ля, си глухи. Пишется в ключе фа. 6) Бас (певучий, basso cantante), низкий мужской голос. Объем — от соль в большой октаве до фа включительно в первой. B се нижние ноты до си включительно в малой октаве — грудные, все верхние — смешанные. Наиболее употребительные звуки — от ре в малой октаве до ре включительно в первой октаве. Партия пишется в ключе фа. 7) Бас (basso profundo), самый низкий мужской голос. Объем занимает большую и малую октавы, в которых звуки грудные. Кроме того, ноты до, ре, ми бемоль, ми — смешанного регистра. Последняя верхняя нота трудна. Употребительные звуки — от до в малой октаве до ре в первой. Партия пишется в ключе фа. Голосами в гармонии наз. горизонтальные ряды нот, образуемые сопоставленными аккордами. Г. называются в хоровой или инструментальной партитуре отдельные партии каждого исполнителя. В четырехголосном хоре верхняя партия называется первым голосом, нижняя — четвертым, оба называются крайними, второй и третий голоса — средними. Г., которому поручается в пьесе преобладающая мелодия, называется главным (principale, obligato). Г. второстепенный называется riрiеnо. Голосовая песня — протяжная, широкая. Голосянка -песня скорая, с коротким напевом.

Н. Соловьев.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Смотреть что такое "Голос в вокальной музыке" в других словарях:

  • Голос, в вокальной музыке — (вокальн.; vox лат., voce итал., Stimme нем., voix фр.) в вокальной музыке Г. считается совокупность звуков, которые человек производит горлом с помощью выдыхаемого воздуха, приводящего голосовые связки в сотрясение. Не все звуки могут быть взяты …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Голос —         (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme).         1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… …   Музыкальная энциклопедия

  • Голос — (в музыке) 1) (певческий) способность воспроизводить муз. звуки разл. высоты, ограниченные определ. диапазоном, посредством физиологич. голосового аппарата, где различают три отдела: органы дыхания, гортань с голосовыми связками и артикуляц.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Певец — Певцы России. Марочный лист 1998 года Певец (ж.р.  певица)  тот, кто поёт, занимается …   Википедия

  • БАХ — крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… …   Энциклопедия Кольера

  • Певица — Истинно народные русские певцы. Марочный лист 1998 года Певец  тот, кто поёт, занимается пением; исполнитель вокальной музыки: песен, романсов, арий, хоров, синглов и т. п.; музыкант, исполняющий музыку на музыкальном инструменте, коим является… …   Википедия

  • Бурдон (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бурдон. Бурдон (франц. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus, burdo; этимология неясна)  многозначный музыкальный термин. Основное значение непрерывно тянущийся (как правило, низкий) тон или… …   Википедия

  • Музыкальная звукопись — Жоскен. Мотет «Absalon fili mi» («Авессалом, сын мой!»): текст sed descendam in infernum plorans («но, рыдая, сойду в бездну») иллюстрируется нисхождением в мелодической линии, вплоть до си бемоль контроктавы (в примере показана только партия… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Голос в вокальной музыке» >>