Гозий Станислав

Гозий Станислав
кардинал и еп. Вармийский, сын баденского выходца, род. в 1504 г.; детство провел в Вильне; учился в Краковском унив., довершил свое образование в унив. падуанском и болонском; в 1538 г. назначен королевским секретарем. Посвятив себя духовн. званию, Г. в 1548 г. был назначен Кульмским, а в 1551 г. — вармийским епископом (в Польской Пруссии), оба раза вопреки желаниям пруссаков, видевших в назначении епископа-поляка нарушение их привилегий; в обеих епархиях Г. вступил в борьбу с протестантством (особенно в Эльбинге), не прекращавшуюся уже до самой его смерти. Не принадлежа собственно к составу польской церкви (Гнезнен. архиепископии), Г. всегда принимал самое деятельное участие в ее делах: являлся на ее провинциальные синоды, на Петриков. синоде 1551 г. составил для польских епископов исповедание веры, старался поддержать в их среде единодушие и ревность в борьбе с протестантами и просил Папу прислать в Польшу нунция. Еще в 1551 г. король и епископы избрали Г. своим представителем на Тридентский собор (вторая сессия); в 1558 г. сам Папа Павел IV, желая воспользоваться его советами, вызвал его в Рим; в 1560 г. по поручению Пия IV он ездил нунцием в Вену и склонял импер. Фердинанда I согласиться на возобновление собора. В 1561 г. Пий IV возвел Г. в сан кардинала и назначил его одним из пяти своих легатов на Тридентском соборе, где он и явился самым ярым поборником папских планов и идей. По возвращении (1564) в Вармию Г. опять взял на себя роль главного руководителя польской иерархии в борьбе с Реформацией; добился вместе с нунцием Коммендоне принятия королем на Парчовском сейме (1564) определений Тридентского собора и издания эдикта об изгнании из Польши иноверцев-иностранцев; старался поддерживать всеми средствами разногласия в протестантском лагере; с этою целью на Люблинском сейме (1566) сильно противился потребованному протестантами изгнанию антитринитариев из Польши, и, хотя эдикт об этом изгнании издан был королем, настоял на объявлении, что этим эдиктом не признается законность других сект; постоянно стремился собрать в одно разрозненные силы польского католичества, в особенности же помешать проекту созвания в Польше национального религиозного собора в видах соглашения с протестантами — проекту, весьма популярному среди умеренных католиков, имевшему на своей стороне даже примаса Уханского, не раз поднимавшемуся в посольской избе; наконец, для большего успеха начавшейся уже в Польше католической реакции он призвал (1564) в Вармию иезуитов, основавших коллегию в Брунсберге, а его друг Коммендоне тогда же выхлопотал королевскую грамоту (1565), разрешавшую иезуитам прибытие и в самую Польшу. В 1569 г. Г. уехал в Рим, но и оттуда продолжал направлять действия католической реакции в Польше, главным образом при посредстве иезуитов. В наступившее по смерти Сигизмунда-Августа бескоролевье (1572), Г. сперва держал сторону Генриха Анжуйского, а после его бегства из Польши — имп. Максимилиана II, и лишь по смерти последнего (1576) принес присягу в верности Стефану Баторию. В оба бескоролевья, ознаменовавшиеся сильной борьбой протестантов за свободу совести, он старался воспрепятствовать принятию новоизбранными королями Варш. религиозной конфедерации 1573 г., гарантировавшей эту свободу, и даже после данной королями присяги в соблюдении ее не переставал доказывать необязательность такой присяги, как вынужденной. В последние годы жизни Г. имел радость узнать, что польская катол. церковь на петроковском синоде 1577 г. торжественно приняла тридентские определения и прокляла Варшавскую конфедерацию. Возведенный Папою (1573) в сан Poenitentiarius Major, Г. ум. в 1579 г. Кардинал Г. был одним из наиболее типических представителей возрожденного католичества. Безупречная нравственная жизнь, глубокая религиозность, доходившая до энтузиазма, аскетические подвиги, изобретательность в средствах к достижению цели, вместе с общепризнанной тогда ученостью Г. как нельзя более послужили ему в его исторической роли главного вождя католической реакции в Польше. Наиболее важное из его сочинений: "Confessio fidei catholicae christiana" (см. о нем "Хр. чт.", 1885). Ср. Rescius, "Vita Hosii"; Eichhorn, "Der ermländische Bischof und Cardinal St Hosius" (1854-1855); Жукович, "Кардинал Гозий и польская церковь его времени" (1882). Письма Г. издаются Краковскою акд. наук в "Acta Historica".
П. Жукович.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Гозий Станислав" в других словарях:

  • Гозий, Станислав — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гозий. Кардинал …   Википедия

  • Гозий Станислав — …   Википедия

  • Гозий — епископ Кордовский (256 356). Станислав Гозий (Stanisław Hozjusz; 1504 1579)  кардинал и богослов; сын Ульриха Гозия. Станислав Юзеф Гозий (Stanisław Józef Hozjusz; 1674 1738)  епископ лифляндский (1720 1722), каменецкий (1722 1733),… …   Википедия

  • Гозий, Ульрих — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гозий. Ульрих Гозий Ulrich Hosius Дата рождения: 1455 год(1455) Место …   Википедия

  • ГОЗИЙ — [лат. Hosius; польск. Hozjusz] Станислав (5.05.1504, Краков 5.08.1579, Капраника, близ Рима), кард., деятель католич. Контрреформации. В 1519 1520 гг. учился на фак те свободных искусств Краковского ун та. В 1530 1533 гг. изучал юриспруденцию в… …   Православная энциклопедия

  • Станислав Гозий — …   Википедия

  • Ульрих Гозий — Ulrich Hosius Дата рождения: 1455(1455) Место рождения: Пфорцхайм близ Карлсруэ Дата смерти: 1535 …   Википедия

  • Список польских писателей и поэтов — Алфавитный список польских писателей, поэтов, драматургов, эссеистов и критиков. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я А Абгарович, Каетан (1856 1909) …   Википедия

  • Улица Вокечю — (Немецкая улица, лит. Vokiečių gatvė) одна из древнейших улиц в Старом городе Вильнюса; упоминается в письменных источниках с 1576 года. В XV XVI веках она была одной из самых красивых и главных улиц города с каменными двух и трёхэтажными домами …   Википедия

  • Вокечю — Улица Вокечю (Немецкая улица, лит. Vokiečių gatvė) одна из древнейших улиц в Старом городе Вильнюса; упоминается в письменных источниках с 1576 года. В XV XVI веках она была одной из самых красивых и главных улиц города с каменными двух и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»