Feriae

Feriae
у древних римлян технический термин сакрального права для обозначения праздника. Это слово употреблялось в том же значении, как и выражение dies festus, причем из определения Макробия явствует, что dies festi были посвящены богам и противополагались dies profesti, предназначавшимся для отправления частных дел. Праздники делились на общественные и частные (F. publicae и privatae), а последние, в свою очередь — на Feriae singulorum (праздники для отдельных лиц: например фламиника, услышавшая громовой удар, считалась feriata до совершения установленного очистительного священнодействия) и F. familiarum (родительские дни, дни рождения и религиозных очищений), а также не имевшие особого наименования праздники отдельных общественных корпораций и цехов. Государственные праздники (F. publicae) относились к разряду dies nefasti: всех их было в году 61, в том числе 45, отмеченных индивидуальными названиями, далее все иды (в качестве F. Jovis), мартовские, июньские и октябрьские календы и июльские ноны. За исключением Poplifugia, приходившихся на 5-е июля, ни один государственный праздник не падал на дни месяца между календами и нонами, так как первоначально объявление праздников происходило в день нон; кроме того, за исключением праздника Regifugium (24 февраля) и вторых Эквиррий (14 марта), все государственные праздники совпадали с нечетными числами месяца (в прямом порядке счета) в силу господствовавшей веры в благодетельное влияние нечетного числа. Отсюда вытекало правило, что никогда две F. publicae не следовали один за другим в смежные дни. Иногда на один день приходилось несколько праздников: так, 15 марта праздновались F. Jovis и F. Annae Perennae. В фастах обозначением F. publicae служили инициалы NP, хотя встречаются знаки NF и даже F. Р.; это дало основание Soltau ("Jarbücher f. Phiiol",CXXXVII, 1888, стр. 836) предположить, что основной формой упомянутых сокращений были инициалы N F P = nefas, F. publicae. В календарных таблицах праздников обозначаются не все F. publicae, а лишь те, которые справляются pro populo, т. е. при участии народа во всей его совокупности (так, Луперкалии, которые первоначально имели отношение лишь к antiquum oppidum Palatinum, не отмечаются в фастах); не отмечаются также в фастах так называемые подвижные праздники (F. conceptivae, напр. Paganalia, Compitalia, Fornacalia, а также ряд аграрных праздников, объявление которых зависело от изменяющихся в каждом году метеорологических и иных условий и состояния земледельческих работ), и чрезвычайные праздники (F. imperativae), установление которых вызывалось традициями или суппликационными целями (эти праздники объявлялись высшими магистратами). Некоторые из общественных праздников продолжались в течение нескольких дней (напр. Compitalia, при Августе — в течение 3 дней). Запрещение в праздники заниматься делами фактически не соблюдалось. Фламины и rex sacrorum, которым закон не позволял видеть производящуюся в праздник работу, имели право при объездах города штрафовать тех, кого замечали в нарушении святости праздника; но так как ехавший впереди жреца герольд предупреждал толпу, чтобы она оставляла работы, то эта процедура была чистой формальностью. При реформе календаря Цезарь не изменил порядка праздников: добавленные им десять дней (нормальный год доюлианского календаря состоял из 355 дней) были распределены в конце месяцев, после последнего в каждом месяце праздника. Позднее число государственных праздников увеличилось через присоединение к ним F. publicae, которыми ознаменовывались важнейшие события из жизни государственной или императорского дома. Веспасиан значительно сократил число этих гражданских праздников, оставив в календаре лишь дни рождения консекрированных императоров. При Марке Аврелии число dies fasti было определено в 230, т. е. почти доведено до нормы республиканского календаря; большая часть остальных 135 дней приходилась на игры. В календаре Филокала (354 г. по Р. Хр.) насчитывается 46 праздников, сохранившихся от древних фастов, с индивидуальными названиями; остальные 20 (21) праздн. дней распределяются между праздниками в честь вновь признанных иноземных богов, а также в память новых гражданских событий и консекраций императоров. Вообще сакрально-правовое значение государственных праздников de facto мало-помалу утрачивается (так, напр., школа императорской эпохи соблюдает из них уже немногие), и слово F. приобретает новое значение — школьных и судебных вакаций. К F. publicae относились, между прочим, и дни празднования игр, причем магистратские игры, не имея de facto строго религиозного характера и непосредственного отношения к культу, de iure могли приходиться и на дни, которые не считались nefasti. Праздничные фасты приведены в нижепоименованных руководствах Марквардта и Виссовы. Ср. Th. Mommsen, "Römische Chronologie bis auf Caesar" (Б;, 1859, 2-е изд.); его же, примечания и экскурсы в I томе "Corpus Inscriptionum Latinarum"; Huschke, "Das alte römische Jahr und seine Tage" (Бреславль, 1869);Marquardt, "Römische Staatsverwaltung" (Лпц., 1885); Aust, "Die Religion der Römer" (Мюнстер, 1899); Wissowa, "De ferus anni Romanorum vetustissimi ohservationes selectae" (Марбург, 1891); его же, "Religion und Kultus der Römer" (Мюнхен, 1902 в V томе "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft" Iw. Müller'a); Warde Towler, "The Roman Festivals of the Period of the Republic" (Л., 1899).
Н. О.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Feriae" в других словарях:

  • Feriae — (lateinisch, Plural; ursprünglich fesiae) war die Bezeichnung für Feste im antiken Rom. Es gab zwei Typen von Festen: öffentliche Feste, feriae publicae, und private Feste, feriae privatae. Zu letzteren zählen die feriae familiares und feriae… …   Deutsch Wikipedia

  • FERIAE — pro diebus hebdomadis, primum dicuntur institutae a Silvestro P. circa A. C. 316. Qui nec Iudaeorum morem sequi, ut dies a Christianis nuncuparentur prima Sabbathi, secunda Sabbathi, etc. volens, nec probans Gentilium appellationes Solis, Lunae,… …   Hofmann J. Lexicon universale

  • Ferĭae — (lat.), 1) (röm. Ant.), Fest od. heilige Ruhetage, wo keine öffentlichen u. Privatgeschäfte betrieben werden durften. Sie waren A) F. publĭcae, u. zwar a) F. legitĭmae, die regelmäßigen, seit alter Zeit bestehenden Staatsfeste:. aa) F. statae,… …   Pierer's Universal-Lexikon

  • Ferĭae — (lat.), s. Ferien …   Meyers Großes Konversations-Lexikon

  • Feriae — Feriae, lat., Ferien, bei den Römern Fest und Ruhetage; der Ausdruck ist bekanntlich in das Gerichts und Schulwesen übergegangen; im kirchlichen Kalender heißt der Montag feria prima, der Dienstag feria secunda etc. (1., 2. Ferie) zur Erinnerung …   Herders Conversations-Lexikon

  • feriae — index holiday Burton s Legal Thesaurus. William C. Burton. 2006 …   Law dictionary

  • Feriae —   [lateinisch] Plural, altrömische Festtage, Ferien …   Universal-Lexikon

  • feriae — ▪ ancient Roman festival days       ancient Roman festival days during which the gods were honoured and all business, especially lawsuits, was suspended. Feriae were of two types: feriae privatae and feriae publicae. The feriae privatae, usually… …   Universalium

  • feriae — /firiyiy/ In Roman law, holidays; generally speaking, days or seasons during which free born Romans suspended their political transactions and their lawsuits, and during which slaves enjoyed a cessation from labor. All feriae were thus dies… …   Black's law dictionary

  • feriae — /firiyiy/ In Roman law, holidays; generally speaking, days or seasons during which free born Romans suspended their political transactions and their lawsuits, and during which slaves enjoyed a cessation from labor. All feriae were thus dies… …   Black's law dictionary


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»