- Гмина
-
(Gmina) — слово это, тождественное с франц. commune, нем. Gemeinde и соответствующее русскому слову община, проникло в Польшу, по всей вероятности, в Средние века, когда, после татарских нашествий, опустошенная страна быстро населялась выходцами из Германии и возникали, на основах германского права, поселения, впоследствии ополячившиеся. Номенклатура их устройства усвоена польским языком во множестве слов, напр. войт от Vogt, солтыс от Schultheiss, лавники (скамейщики) — перевод слова scabini или Schoeffen. В настоящее время гминой называется в губерниях Царства Польского наименьшая административная единица. В таком значении слово это стало употребляться в герцогстве Варшавском, которое в 1809 г. подразделено было на Г. городские и сельские. Органами местного административного управления были в первых бургомистр с лавниками, во вторых — войт с солтысами; и тот, и другой назначались правительством. Такое же значение Г. сохранили и в Царстве Польском. Устройство их было определено законом 30 мая 1818 г. За единицу для сельской Г. принято было отдельное помещичье владение, лишь бы оно составляло не менее 10 домов. Помещик, по званию своему, признан был войтов Г. и имел право представлять на утверждение правительства избранного им и им же оплачиваемого (весьма скудно) заместителя. Таким образом помещикам была возвращена патримониальная власть, отнятая у них в 1807 г. Вследствие нового устройства Г. измельчала до такой степени, что в 1853 г. в Царстве Польском, насчитывавшем слишком пять тыс. Г., число мелких Г., имевших от 20 до 50 домов, возросло до 2621. Неудобства, обусловленные чрезмерным раздроблением Г., вызвали закон 1859 г., установивший наименьший размер Г. в 50 домов, но сохранивший патримониальный характер управления, который горячо отстаивали Паскевич и директор комиссии внутренних дел Муханов. Еще раньше, в 1844 и 1847 г., император Николай I также разрешил вопрос о способе определения войтов в пользу помещиков. Для гмин, в состав которых входили имения нескольких владельцев, законом 1859 г. установлен порядок определения войтом одного из них. Тем же законом установлены при войтах гминные советы из обывателей, избранных всей Г. Число Г. сократилось до 3069, из которых в 1452 должность войтов исполняли сами помещики, а в остальных — заступающие их место. Между тем, в управление делами Царства Польского вступил маркиз Велепольский (см.), который в основу автономии Царства хотел положить самоуправление гминное. Совершенно отрешившись от деления, основанного на межах помещичьего землевладения, Велепольский принимал за единицу Г. приход (приходов считалось 1817). Членами Г. должны были считаться все жители, оседлые в Г., но в гминном управлении имели участвовать, в качестве избирателей, только совершеннолетние мужеского пола лица, неопороченные судом, без различия вероисповеданий, обладающие известным цензом по землевладению (не менее 3 моргов, т. е. 1,5 дес., на праве собственности или аренды), по доходам (квартиранты, платящие за наем не менее 15 руб. в год) или роду жизни и занятиям (торговцы, промышленники, учителя, артисты, пенсионеры). Деятельность членов Г., по этому проекту, исчерпывается избранием солтысов (для деревень), членов гминного совета и трех кандидатов в войты. Войт является председателем гминного совета и единолично несет полицейскую власть, в самом обширном смысле слова; для занятия этой должности необходим известный образовательный ценз (4 класса уездного училища). Гминный совет действует непрерывно; главные функции его — составление гминного бюджета, управление гминной собственностью, заботы по содержанию церквей, больниц, училищ, обсуждение вопросов о нововведениях и усовершенствованиях в Г. Должности войта и членов совета — почетные и безмездные. Проект этот был готов только к началу 1863 г., а уже в июне 1863 г. маркиз Велепольский сошел со сцены. Новые распорядители края, стремясь вызвать к жизни благонадежные, в политическом отношении, его элементы (крестьянство), поставили реформу гминного управления в непосредственную связь с вопросом об устройстве польских крестьян, лично свободных, но землей до тех пор не наделенных, и потому остававшихся в сильной зависимости от помещиков. В октябре 1863 г. Н. А. Милютин, кн. Черкасский и В. А. Арцимович предприняли поездку по части Варшавской и Радомской губ., в каждой деревне собирали громаду, подробно расспрашивали крестьян, сверяли их показания с документами, требовали к себе войтов, рассматривали их отчетность. Результатом этой поездки явилась записка (напеч. в "Переписке кн. В. А. Черкасского с Н. А. Милютиным", в "Славянском Обозрении", 1892 г., кн. 1 и 3). Автор ее (по-видимому — Самарин), указав на то, что польские крестьяне вполне способны к самоуправлению, говорит, что сельского общества нет, громада созывается только для выбора солтыса и для переговоров с помещиком и правительством, что польская шляхта, в союзе с сельским духовенством, образовала плотную живую стену, через которую мысль, слово и воля верховной власти, к народу обращенные, никогда не пробьются. Записка эта, вместе с радикально переработанным проектом Велепольского, была представлена Государю Н. А. Милютиным. Осуществление реформы решено было возложить на особые правительственные учреждения, независимые от содействия местной польской администрации. Такими чрезвычайными учреждениями явились временно образованный, под председательством наместника Царства, из лиц, назначенных Высочайшей властью, учредительный комитет в подчиненные ему крестьянские комиссии. К участию в этих комиссиях привлекались, по возможности, лица, занимавшие должность мирового посредника в России. Именным указом 19 февраля 1864 г. Высочайше утверждено было положение о сельских Г. в Ц. Нодьском. Число сельских Г. к 1891 г. низведено до 1288, размер Г. — большей частью — от 300 до 500 дворов; средняя населенность — 4000 с небольшим душ обоего пола; среднее пространство — 14108 моргов (около 7500 дес.). Каждая сельская Г. слагается: 1) из фольварков или мыз помещиков и проч. землевладельцев, и 2) из деревень и колоний, крестьянами разных наименований населенных. Крестьянские деревни и колонии образуют отдельные сельские общества (громады). Помещики, их официалисты, их прислуга, наемники и лица, на их землях и в их домах поселенные, не входят в состав громады, во в состав ее включены все лица, получившие земельные наделы, в том числе мелкая шляхта и даже, местами, евреи. Сельский сход состоит из крестьян-домохозяев, т. е. имеющих свои усадьбы. В сходе участвуют и женщины, числящиеся собственницами усадеб и хозяйств в деревне. Сельский сход собирается по созыву и под председательством либо солтыса, либо войта; он ведает хозяйственное управление всякой громадской собственностью; ему же предоставлены раскладка между плательщиками государственных налогов, совещания и ходатайства о нуждах сельского общества, учреждение сельских начальных училищ и т. п. Солтыс избирается сходом и утверждается начальником уезда на 3 года, из домохозяев-христиан, имеющих не менее 3 моргов земли (евреи-солтысы, как и евреи-войты, допускаются только в громадах и Г., состоящих исключительно из землевладельцев Моисеева закона, которые составляют редкие исключения). Будучи старшим в громаде, солтыс, вместе с тем, помощник войта и полицейский чиновник; жалованье (10—20 р. в год) он получает не от громады, а из гминного бюджета. В каждой сельской Г. в праздничные дни, четыре раза в год, созывается гминный сход, в котором участвуют совершеннолетние домохозяева мужеского пола, без различия сословия и вероисповедания, обладающие, на правах личной собственности, по крайней мере 3 моргами земли (с 1870 г. этот ценз, по мере надобности, может быть понижен до 1,5 моргов). В сходе не могут участвовать мировые судьи, духовные и чины полиции, хотя бы они в пределах Г. и владели землей. На практике, однако, начальник уезда (который, по закону, может являться на сход лишь в тех случаях, когда того потребуют обязанности, возложенные на него по наблюдению за исполнением постановлений об устройстве крестьян) не только бывает на сходах, но и руководит ими, особенно при выборах. Сверх обыкновенных сходов могут быть созываемы и чрезвычайные. Созывает сход и председательствует на нем гминный войт. Сход считается состоявшимся при наличности половины домохозяев, имеющих голос на сходе. Дела решаются по большинству голосов, а если вопрос касается недвижимого имущества Г., то по большинству 2/3 голосов; при равенстве голосов перевес получает сторона, к которой присоединяется председатель. Голосование всегда открытое. Предметы ведомства сходов: 1) выборы должностных лиц Г., производимые раз в три года, 2) поверка действий и учет выборных должностных лиц; 3) распоряжение общественным гминным имуществом; 4) меры призрения; б) избрание поверенных для хождения по делам Г.; 6) разрешение случаев, в которых требуется на что-нибудь согласие Г.; 7) наконец, гминное самообложение, равно как раскладка между селениями Г. государственных сборов и повинностей. Пока существовали гминные суды в прежнем виде, раскладочные работы и ревизии возлагались совокупно на войта и на лавников; но когда гминные суды были выделены из Г., комитет для дел Царства Польского установил, в 1879 г., обязательный ежегодный выбор двух уполномоченных, которые, вместе с войтом и солтысами, составляют раскладку сборов гминных и казенных. Сходу предоставлено возлагать на этих уполномоченных и поверку приходно-расходных книг, и содействие войту (для последнего — обязательное) по делам, касающимся пользы или общественного хозяйства Г. Таким образом явилось нечто вроде гминной управы или совета. Служба по гминным выборам обязательна. Общие условия для всех избираемых на гминные должности: христианская вера, 25 летний возраст, пребывание в Г. в течение, по крайней мере, 3 лет и владение поземельным участком не менее 6 моргов. Образования не требуется никакого; все должностные лица, кроме писаря, могут быть безграмотны. Первое место в ряду этих лиц занимает гминный войт, получающий жалованья от 50 до 180 руб. в год. На должность войта гминный сход избирает двух кандидатов, из которых один утверждается уездным начальником к отправлению должности, а другой — его заместителем. Устраняется войт от должности по распоряжению губернатора; суду предается по постановлению губернского правления. Гминные войты, солтысы и писаря находятся под непосредственным ведением уездного начальника, который может подвергать их замечаниям, выговорам, денежному штрафу до 5 руб. и аресту до 7 дней; об аресте войта он обязан безотлагательно довести до сведения губернатора, с подробным объяснением обстоятельств дела. Гминные войты, подвергнутые уездным начальником взысканию, могут в семидневный срок принести жалобу губернатору. Гминный войт, как начальник солтысов и писаря, может своей властью налагать на них денежное взыскание не выше 1 рубля, с доведением об этом до сведения уездного начальника. Ведомству войта подлежат все без изъятия лица, проживающие в Г.; он безапелляционно может подвергать их штрафу до 1 руб. и аресту на время до двух дней. Роль войта двойственная: он выборный срочный хозяин Г. и государственный чиновник, сосредоточивающий в себе исполнительную власть в пределах Г. Он 1) отвечает за спокойствие и порядок в Г., предотвращает нищенство, задерживает бродяг, ведет списки народонаселения, выдает виды на жительство и паспорта; 2) предупреждает и пресекает преступления, заботится о безопасности лиц и имуществ; 3) исполняет указы и распоряжения правительства; 4) отводит квартиры войскам, наряжает подводы, наблюдает за отправлением всяких повинностей казенных и гминных, взыскивает подати; 5) распоряжается во время наводнений, пожаров, повальных болезней; 6) ведает дорожную повинность, пожарную часть, шинки, постоялые дворы и базары, гминные училища, больницы, богадельни; 7) заведует гминной кассой. Гминный писарь, назначение которого при грамотном войте не обязательно, служит либо по выбору схода, либо по найму; в последнем случае требуется соглашение войта с солтысами. Уездному начальнику предоставлено увольнять и перемещать писарей; он же своей властью предает их суду. На практике Г. писарей назначают обыкновенно уездные начальники. Сверх этих должностных лиц Г. предоставлено иметь особых сборщиков податей, смотрителей училищ и больниц, лесных и полевых сторожей; но за недостатком средств эти органы не существуют, и войты прибегают к содействию земской стражи, соответствующей русским урядникам.Сравнение организации сельских Г. по Положению 19 февраля 1864 г. с проектом Велепольского показывает, что Велепольской желал организовать Г. бессословную, а положение 1864 г. хотя и не превратило Г. в единицу сословную, подобную нашей волости (см. соотв. статью), но основало, ее на базисе исключительно землевладельческом. Вследствие исключения из Г. представителей умственного труда и капитала, главным источником дохода служит для нее поземельная подать, тяжелая, неуравнительная, собираемая с трудом и в количестве недостаточном. По данным 1873 г. из 7 коп., взимавшихся с морга на гминные расходы, 5 2/3 шли на содержание Г. управления и только 1 1/3 на все остальные надобности. Г. не осуществляет и малой доли возложенных на нее задач, остается без больниц, без приютов и богаделен, без пожарной части. В 1870 г. установлен особый сбор в доход Г. с протеста векселей (в размере 1/4% с суммы векселя) и со всякого рода актов, предъявляемых в Г. ко взысканию или совершаемых нотариальным порядком (в размере 50% с гербового сбора); но средства Г. увеличиваются этим лишь незначительно. Признание образовательного ценза ненужным для занятия должности войта усилило значение гминного писаря, который, при безграмотном или малограмотном войте, становится фактически главным лицом в Г.; тип такого писаря увековечен Генрихом Сенкевичем в одной из его лучших повестей ("Szkice węglem"). Тем не менее, благодаря совместному включению в Г. и мужика, и помещика, образованный элемент играет в Г. довольно видную роль. Уже в 1881 г. число неграмотных войтов не превышало 40%. По данным 1873 г. из общего числа 1313 войтов 183 принадлежало к дворянскому званию (почти 14%), 989 — к крестьянскому, 141 — к мещанскому.Ср. Д. Г. Анучин, "Очерки экономического положения крестьян в губ. Ц. Польского в 1873 г." (Радом, 1875); В. Д. Спасович, "О Г. и гминных судах в губ. Ц. Польского" ("Юридич. Вестник", 1889 г., № 4, и в "Сочинениях", т. III); Н. Konic, "Samorząd gminny w Królewstwie polskiem w porównaniu z innemi Krajami europejskiemi" (Варш., 1886); Jul. Łapicki, "Stosunki gminne w Król. pol. i właściwy kierunek ich rozwoju" ("Ateneum", 1880 г., Варш.). Законодательный материал собран в кн. Н. Маевского: "Гмина и войт. Руководство для чинов уездной администрации и должностных лиц см. самоуправления" (Варш., 1891).А. Я.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.