- Героический период
-
составляет как бы переход от доисторического времени к историческому. Место истории в этот период занимает мифология, которая черпает свое содержание из самых различных источников: то из мифов древнейшего, космического периода, то из сказаний, в основе которых лежит уже почти быль. Этому разнообразию источников соответствует разнообразие в характере изображаемых личностей, так наз. героев (см. Герой). Особенно богат содержанием Г. период у греков. Значительно беднее он у римлян, а также и у других народов индоевропейского корня, кроме индусов и германцев: у первых есть Махабхарата и Рамаяна, у вторых — песни о Нибелунгах. Г. период у греков обнимает время от так называемой Феогонии (происхождения богов), или от появления Эллинов в Греции, до вторжения дорян в Пелопоннес, или эпохи переселений (1500—1100 гг. до Р. Хр.). Этот период подразделяется на 3 эпохи: 1) Древнейший, или так наз. мифический, период, в котором действуют еще не улегшиеся стихийные силы. Главный герой этого периода — Геракл (см.), когда-то, вероятно, бывший стихийным божеством. 2) Период родоначальников и основателей городов (οίκτισταί); герои этого периода — Тезей, Девкальон, Пелопс, Кадм и др. — скорее всего создания эллинской фантазии, и от того личность каждого из них бледна, недостаточно типична, несмотря на всю занимательность сложившихся вокруг нее мифов. 3) Собственно Г. период, в тесном смысле этого слова; герои этого последнего периода, производившие себя от вышеназванных героев более ранней эпохи: Пелопиды, Кадмиды, Гераклиды, Атриды и пр. — личности в большей или меньшей степени реальные. Фиванские войны и поход против Трои — вот два главных события, оба с несомненной исторической основой, около которых они группируются. Особо стоит поход Аргонавтов. Сюжет этого мифа почти исторический (нападения греческих пиратов на берега Черного моря); герои же, которые тут действуют, и самые подвиги, которые о них рассказываются, принадлежат более раннему периоду. Илиада и Одиссея относятся к позднему фазису Г. периода. Не только герои представляют из себя людей живых, действующих и страдающих, но за ними уже слышится голос вновь нарождающейся силы, народа, — голос, который Гомер уподобляет бурным волнам моря или колеблемой ветром жатве. Отношения между героем и толпой должны были неминуемо измениться. Вместе с тем должен был разрешиться и другой назревший вопрос, — вопрос национальный. Под Троей греки уже сознают себя членами одной великой эллинской семьи. Прежнее деление по родам, соответствовавшее второй эпохе Г. периода, не могло сохранить своего значения теперь, когда чувствовалась потребность в образовании национальных государств и когда поколеблено было впервые положение героев, представителей родового начала.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.