Гелианд

Гелианд
(Heliand, Спаситель) — весьма важный литературный памятник, древнесаксонская поэма IX в., неизвестного автора. Происхождением своим обязана, вероятно, императору Людовику Благочестивому, желавшему познакомить саксов с христианским вероучением. По преданию, Людовик поручил одному саксу, уже славившемуся в своем народе как поэт, пересказать саксонскими стихами содержание Ветхого и Нового Заветов. По другой, более поздней версии предания, поэт был простой крестьянин, который во сне получил свыше приказание сочинить эту поэму. То, что последний был не простой крестьянин-народный певец доказывается, прежде всего, тем, что он при сочинении поэмы пользовался, между прочим, учеными комментариями на Евангелие. В основе поэмы лежит, впрочем, не сам текст Священного Писания, а евангелий, приписываемый Тациану. Вместе с тем нельзя не признать в поэме и зависимости от древнегерманской народной поэзии. Так, она написана аллитерационными стихами и чужда рифмы; одна и та же мысль повторяется в различных вариациях, повторяются также эпические формулы и т. п. При выборе эпизодов для пересказа автор всегда имеет в виду вкусы своей публики; он опускает многое, что противоречило бы вкусу и воззрениям древних саксов. Христос, предводитель дружины, щедро награждает у него своих служилых людей за оказанные услуги, чем он и привлек к себе Матфея, "благородного витязя", служившего раньше другому, менее щедрому князю. Нагорная проповедь превращается в сцену совещания князя со своей дружиной. Апостолы представляют идеал древнесаксонских дружинников: они храбры в бою, мудры в совете и беззаветно преданы своему князю. Поэт особенно подчеркивает последнюю черту и, рассказав о том, как ученики оставили Иисуса и бежали (Матф. 26, 56), всячески старается мотивировать этот постыднейший в глазах сакса поступок древними пророчествами, заставившими их поступить именно так, против их личного желания. Для большей ясности и понятности автор вносит в свой рассказ иногда даже заведомо неверные черты, заменяя, например, крест виселицей и т д. Поэма несомненно написана между 822 и 840 гг. Автор был, вероятно, монахом монастыря Верден на Руре. Есть основания предполагать, что он, не ограничиваясь поэтической обработкой Нового Завета, пересказал также и ветхозаветную историю. Поэма (всего 5983 стиха) имеется в двух полных рукописях: C.-Cod. Cottonianus, в Британском музее в Лондоне, X-XI в.; и M.-Monacensis, в Мюнхене, IX в. Кроме того, есть отрывок (Р.), найденный в Праге, также IX в. Первое полное издание A. Schmeller; лучшее научное издание — Sievers, Галле, 1878; самое удобное (со словарем) — М. Heyne (Падерб., 1866; 3 изд. 1883) и Behaghel (Галле, 1882). Ср. Windisch "Der Heliand und seine Quellen" (Лейпциг, 1868); Sievers "Der Heliand und die angelsächsische Genesis" (1875); Vilmar "Deutsche Alterthümer im Heliand" (Марб., 1845).
Ф. Браун.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Гелианд" в других словарях:

  • «ГЕЛИАНД» — [древнесаксон. Heliand Спаситель], анонимная древнесаксон. эпическая поэма о жизни Христа, написана в 1 й пол. IX в. (между 821 и 840). Состоит из 5983 аллитерированных строк. Поэма сохранилась в 2 рукописях: лондонской (Brit. Mus. Cotton… …   Православная энциклопедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Гейне Мориц — (Heyne) немецкий филолог, род. в 1837 г.; профессор Базельского университета. Написал: Kurze Laut u. Flexionslehre der Altgermanischen Dialecte (Падерб., 1874); Altniederdeutsche Eigennamen aus dem IX XI J. (Галле, 1868) и др.; издал сочинения… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Немецкая литература — I От римских и ранних средневековых писателей мы имеем длинный ряд свидетельств о поэзии германцев до распространения среди них письменности. Тацит (Germ. 2 и след., Hist. II, 22 и др., Ann. I, 65 и др.) говорит о их мифологических; героических и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • Немецкая литература — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/12 декабря 2012. Дата постановки к улучшению 12 декабря 2012. К… …   Википедия

  • ГАРМОНИЗАЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ — лит. жанр согласования евангельских сообщений о жизни Господа Иисуса Христа. Термин впервые использован А. Осиандером в качестве названия его соч. «Harmonia evangelica» (1537). Древняя Церковь Гармонизация как решение проблемы различий между… …   Православная энциклопедия

  • МИФЫ — (от греч. mýthos — повествование, басня, предание), создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием …   Литературный энциклопедический словарь

  • НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА — НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература немецкого народа на немецком языке (до 1945). Самым древним из дошедших до нас памятников Н. л. является героический эпос на древнем верхненемецком языке — «Песнь о Хильдебранте» (записана около 810), в… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»