Актер и актриса

Актер и актриса
исполнители драматической пьесы. Драматическое произведение само по себе заключено в узкие пределы внутреннего представления, усвояемо только воображением, а потому для своего полного воплощения нуждается в расширении этой границы, в замене внутренне создаваемого образа видимым и слышимым, осуществляемым действием, игрою. Игра подкрепляет произносимые слова соответствующим положением, движением тела и рук или же выражением лица. Различаются движения ораторские и движения сценические. В настоящее время это выражение употребляется почти исключительно в последнем смысле, поскольку актер выражает своими движениями характер изображаемого лица. В сценическом искусстве отличают немую игру от пантомимы, в которой все выражается движениями тела и игрою физиономии. Немая же игра артиста чередуется с декламацией или пением. Игра актера выражается главным образом в движениях тела, поскольку в них проявляются духовные качества и положение изображаемого лица, далее движение головы, рук и ног, наконец, выражение лица и движение лицевых мускулов. Движению ног придает особую выработку танцевальное искусство.
Это задача и сущность драм. искусства, и исполняется она — актерами. Истинный актер не обязан, однако ж, лишь слепо следовать за произведением, которое он хочет воспроизвести; он не только может, но и должен каждый раз вносить в свои роли что-нибудь новое, свое собственное, "войти в свою роль", "создать роль".
Воспроизводительным материалом для актера должна быть его собственная личность: ее он может преобразовывать, возвышать и т. д., но всегда сохраняя меру и имея в памяти идеал и тип творца драматического произведения.
Все искусство актера поэтому должно быть прежде всего направлено к тому, чтобы по возможности забыть разницу между воспроизводимым идеалом и своей личностью и этим самую роль, игру свою, так сказать, стушевать, заставив зрителя думать, что он видит действительное, активное лицо. Древние облегчали это актеру, заставляя его носить соответственные типические маски, но наши требования этим уже не ограничиваются и вместо масок требуют живой мимики. Декламация и мимика поэтому — необходимые условия драматического искусства. Теоретические начала их преподаются в особо устроенных с целью подготовки актеров, т. наз. театральных, училищах. В России театральное училище в ведении театральной дирекции Императорского Двора имеет уже свою историю. В новейшее время правительство обратило внимание на воспитательное значение театра и в связи с этим начало заботиться (по крайней мере для играющих на казенных сценах) об устроении судьбы актеров; установлены пенсии, предоставлены некоторые преимущества и пр. Возникают также попытки устройства народных театров, таков, между прочим, народный театр в Архангельской губ., на котором играют исключительно крестьяне-любители. По распоряжению военного министерства начинают развиваться театральные солдатские представления и в воинских командах. Ср. П. С. Тихонравова, "Русские драматич. произведения 1672—1725 г." (СПб. 1874, 2 т.); Ретгер, "Die Kunst der dramatischen Darstellung" (Берл., 1841); Бенедикса, "Der mündliche Vortrag" (3 изд., Лейпц., 1871).
Чем теснее связано драматическое искусство с драмат. произведением, тем точнее отражаются в нем все различные направления стиля, какие мы можем наблюдать в истории драмы. Отчасти это выражается здесь даже ярче, чем в самой драме, потому что нагляднее и полнее. Сообразно пластике древней драмы драмат. искусство древних было прежде всего пластично; маска, котурны, весь актер — это была живая статуя. Подобно тому, как все новейшее искусство склоняется от пластичного к живописи, так и в драмат. искусстве теперь все индивидуализируется, носит характер портретов и т. д. Но и в этих границах разница между драматическим искусством у романских и германских народов отражается так же, как и на их драмат. произведениях. У итальянцев и французов в высоких трагедиях все еще чувствуется что-то наносное: речитативы в измерении, величественные движения, пластическая сдержанность в игре; в новейшее время также много манерности. Английское драм. искусство со времени Шекспира подпало совсем под влияние шекспировского индивидуализма и этот характер сохраняет и по сие время. В Германии же вместе с франц. драматургией вошел и француз. характер драмат. искусства. Экгоф создал ей более благодарную почву реальной действительности, Лессинг в то же время сделал такой же переворот в драматургии. Против этого натурализма восстала веймарская школа с Гете и Шиллером во главе, которая, стараясь возвысить идеалы, делала это часто в ущерб действительной правде, а потому вскоре была побеждена. Теперь, как и во всех искусствах, в драматическом искусстве господствует нерешительность и неопределенность. Ср. Эдуард Девриен, "Geschichte der deutschen Schauspielkunst" (5 т., Лейпц., 1848—74). Но как театр в общем сделался полнейшею необходимостью для интеллигентного класса, то по мере его возвышения возвышалось и социальное и экономическое положение актера и актрисы (см. Театр).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Актер и актриса" в других словарях:

  • актер — Артист (сценический), лицедей, комедиант, скоморох; гастролер; (амплуа: инженю, первый любовник, комик, трагик, резонер, статист, фигурант, клоун, гимнаст, акробат). Ж. р. актриса. .. См …   Словарь синонимов

  • актриса — ы ж. actrice f. театр. Одна из наилучших актрис Французской комедии. Спб. в. 1735 189. Повелели Мы ныне учредить Русский театр для представлений трагедий и комедий театр .. А повелено для онаго набрать актеров и актрис. АТД 54. Пиеса потеряла бы… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • АКТЕР — (франц. acteur, от лат. agere действовать). 1) играющий роль на сцене. 2) человек, искусно притворяющийся. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКТЕР 1) исполнитель роли в театральных представлениях; 2)… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АКТРИСА — (фр. actrice, от лат. agere действовать). 1) играющая роль на театральной сцене. 2) женщина, искусно притворяющаяся. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АКТРИСА франц. actrice, от лат. agere,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АКТРИСА — см. актер. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • актер — (иноск.) притворщик, лицемер Актерствовать притворяться Ср. Какой серьезный вид и недовольный взор! Да я не знал, что вы такой актер. Лермонтов. Маскарад. 4, 3 (1835 г.). Актер (в прям. смысле) лицедей, действующее лицо. Ср. Acteur, trice (agir… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • актер — Французское – acteur. Латинское – actor (исполнитель). Слово «актер» появилось в русском языке в Петровскую эпоху (с начала XVIII в.). Слово заимствовано из французского, где acteur восходит к латинскому actor, которое является образованием от… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • актер — ▲ артист ↑ театр актер исполнитель роли в драматургическом произведении; артист драматического, опереточного театра. лицедей. актриса. амплуа специализация актера на исполнении определенных ролей. трагик. травести. пьеро. устар: жен премьер.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Актер —     Увидели во сне актрису – получите в реальной жизни удовольствие и всеобщее одобрение окружающих. Если актриса в горе, придется помочь другу, которого постигли серьезные неприятности.     Если женщина видит себя в роли актрисы, то ей придется… …   Большой универсальный сонник

  • Актриса —     Увидели во сне актрису – получите в реальной жизни удовольствие и всеобщее одобрение окружающих. Если актриса в горе, придется помочь другу, которого постигли серьезные неприятности.     Если женщина видит себя в роли актрисы, то ей придется… …   Большой универсальный сонник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»