- Гарт Генрих и Юлиус
-
(братья Генрих, род. в 1855 г., и Юлиус Hart, род. в 1859 г.) — немецкие писатели, участники новейшего литературного движения в Германии (Jüngstdeutschen), оказавшие большое влияние главным образом искренностью протеста против рутины и пошлости в литературе, а также уменьем группировать вокруг себя боевые таланты. В начале 80-х гг. они стояли во главе литературной богемы, восставшей против эпигонов классической эпохи во имя натурализма. "Фридрихсгагенский кружок", названный так по месту жительства братьев Г. близ Берлина, включал в себя все развернувшиеся потом литературные таланты, в том числе Гауптмана и Арно Гольца. Г. основывали журналы, принимали участие почти во всех литературных предприятиях, отстаивавших новые принципы, содействовали основанию так называемых "свободных сцен" (freie Bühne). Когда чисто литературное влияние братьев Г., сделав свое дело, стало ослабевать, они начали проповедовать новые этические идеалы, основали "Новую общину" (Neue Gemeinde), продолжая группировать вокруг себя верующих приверженцев. Личное обаяние обоих братьев было одинаково велико, хотя, по свидетельству лиц к ним близких, младший брат, Юлиус, — более вдохновенная и поэтичная натура. Оба брата гораздо значительнее как критики, нежели как поэты. Их первый и самый выдающийся совместный труд — "Kritische Waffengänge" (1882—84), в котором они систематически разрушали все прежние авторитеты (Шпильгагена, Поля Линдау, драматурга Ларонжа и др.). Ту же пропаганду они вели в основанном Генр. Г. в 1885 г. журнале "Berliner Monatshefte für Dichtung und Kritik" (существов. только шесть месяцев), где провозглашена была идеалистическая программа. Братья Г. издавали еще "Kritisches Jahrbuch" (1889—91). Отдельные критические и историко-литературные труды Юлиана Г.: "Geschichte der Weltliteratur" (1894—97) и более ранний сборник "Blüthenlese aus spanischen u. persischen Dichtern" (1883—85). Гораздо интереснее философский труд Юлиана Г.: "Der Neue Gott". Основная идея книги — "Бог есть мир, а мир есть человек". Автор выступает ярым противником Ницше, проповедником мистической религии и мистической жизни, но на самом деле находится под сильным влиянием Ницше и его индивидуализма. Юлиан Г. совершенно разделяет презрение Ницше к "слишком многим"; самая манера изложения в "Der Neue Gott" тоже навеяна Ницше. И Юлиус Г., и его старший брат — поэты, но, в противоположность своим критическим теориям, оба они в поэзии эклектики старой школы. Юлиану Г. принадлежат лирические сборники "Sansara" (1879), "Homo Sum" (1890), с вводной статьей "Die Zukunft der Lyrik", и "Triumph des Lebens" (1899). Основные мотивы всех этих сборников — тяготение к высотам духа, стремление уйти в священную тишину природы; эти общие места разработаны вялым и сухим академическим стихом. Генрих Г. задавался в поэзии широкими эпическими замыслами. Первый его сборник "Weltpfingsten" (1878), с подзаглавием "Gedichte eines Idealisten", состоит из банальных стихотворений. Колоссальный эпос "Lied der Menschheit" (1887) должен был обнять всю историю человечества и осветить все прошлое мира в свете естественно-научного миросозерцания. Из этого обширного замысла выполнены только три поэмы: "Туль и Нагила", "Нимрод" и "Моисей" — скорее сухие историко-культурные трактаты, чем активные поэтические произведения.З. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.