- Гальча
-
гальчи — горные таджики, населяющие горную часть Зеравшанского округа, или так называемый Когистан, а также области, лежащие к югу, по западным склонам Памира: Каратегин, Дарваз, Шугнан, Вахан. Принадлежат к иранской ветви арийцев, говорят языком персидским или весьма к нему близким, с примесью лишь слов тюркских и других. Это — самые восточные представители иранского племени, распространение которого в Средней Азии последовало еще во времена древней Персидской монархии и похода в Азию Александра Македонского. После падения Греко-Бактрийского царства часть персов осталась в населенных центрах равнины, смешалась впоследствии с тюрками (узбеками), с евреями и другими народностями и составила в населении узбекских ханств элемент наиболее образованный и культурный, захвативший в свои руки торговлю, духовную власть (муллы) и даже светскую (в лице главных советников ханов, кадиев и т. д.). Это — собственно таджики (по толкованию туземцев это название, по-видимому, весьма древнее, означает "коронованные"). Занимаясь земледелием, ремеслами, торговлей, таджики равнин живут по преимуществу в городах, но отчасти и в селениях (кишлаках), разбросанных среди узбекских. Горные таджики — это потомки тех персов, которые удалились в высокие горные долины, где тяжелым трудом добывали себе средства к существованию. Название "гальча" таджики равнин объясняют в смысле "бедняки", "жалкие". Действительно — это бедный, загнанный народ, но который, тем не менее, может считаться более чистым представителем иранского или таджикского типа, чем "настоящие" таджики равнин. Среднего или высокого роста, с обильной растительностью на лице; с черными, каштановыми, иногда белокурыми волосами, Г. отличаются обычно красивым овальным типом лица, с высоким лбом, правильным, иногда орлиным носом и красивыми черными или голубыми глазами. Гальча — крайние брахицефалы; по измерениям Уйфальви, они превосходят по относительной ширине головы все другие изученные им племена как таджиков, так и узбеков. Сохранению большей чистоты племенного типа у Г. много способствовали условия их жизни — в бедных саклях, дорога к которым ведет по узеньким горным тропинкам вдоль отвесных скал, над бездной, в которой Зеравшан стремительно несет свои воды из ледника в долину. Для посевов расчищаются от камней небольшие поля на склонах гор, на которых и сеется просо; кроме того, жители рубят в горах лес, жгут уголь и отвозят в города, где на вырученные деньги закупают соль, муку и другие предметы первой необходимости. Зимой вьюги и бураны заносят нередко единственный путь сообщения с долиной, и месяца три Г. бывают совершенно оторванными от остального мира. В культурном отношении Г. всецело зависят от соседних, более богатых местностей. Шугнан и Дарваз находятся на границе столкновения сильных самостоятельных владений, каковы Китай, Авганистан, Бухара. Это промежуточное положение заставляло мелких ханов примыкать к той стране, которая в данную минуту являлась наиболее могущественной. Отсюда их вассальное положение; но внутри, у себя, владетели ханств были деспотами, и деспотами мелкими, вносившими свой произвол во все подробности народного быта. Таким порядком сложился крепостной строй. Хан делил свою землю на поместья и распределял их между своими детьми, племянниками и т. д. Каждый бек, родственник хана, является правителем двух-трех селений, живущий за счет оброка и барщины крестьян. По отношению к Шугнану и Рошану над горным таджиком тяготела еще одна злоба: он был шиит, тогда как владельцы его и сильные соседи были сунниты, "правоверные" магометане. Своеобразные условия народа отразились на его хозяйстве. Сакли горцев-таджиков весьма невелики и снаружи напоминают чаще хлев, чем жилище человека; но внутри они разделены на маленькие участки, имеют множество шкапчиков и ниш, тщательно оштукатуренных и выкрашенных; везде видно желание удобства и красоты, видна заботливость и любовь к своему хозяйству. Между горцами сильно развиты кустарные промыслы. Живя вдали от базаров, не имея сносных дорог, туземцы волей-неволей должны были сами научиться делать все для себя необходимое, обнаруживая при этом стремление к прочности и вместе с тем к красоте, к узорам. Женщины у Г. ходят с открытым лицом и если и обременены работой, то не более чем мужчины; они часто красивы, хотя обычно их костюм крайне грязен и оборван. По словам Г. Е. Грум-Гржимайло, восточная граница таджикских оседлостей есть вместе с тем западная граница Памира и восточная — культурных земель. Дарваз, Шугнан и Рошан — это система подъемов, увенчанных сверху полями снегов и ледниками. Массы вод размыли края и образовали речные долины с высокими отвесными стенами. Живущий здесь Г. ничего не имеет, кроме суконного, самой примитивной работы, чекменя, или халата, и пары нижнего платья из бязи; зимой — шерстяные чулки выше колен и деревянные туфли. Зимы здесь страшно суровы и длинны, а топлива нет почти никакого. Ест Г. немного, и пища его не разнообразна; скотины держат немного, зимой нечем ее кормить. Главное богатство — козы. Овец, крупньй рогатый скот и лошадей держат только богачи. Каратегинские горцы богаче дарвазских, у них больше земли, больше и возможности сбыть свой излишек. Чем дальше на запад, тем больше можно насчитать богачей. Особенно славятся своим достатком гиссарцы, страна которых представляет широкую, слегка волнистую долину, богатую водой. Здесь сеется пшеница, ячмень, лен; есть бахчи с дынями, арбузами и тыквами; встречаются платан, тут, тополь, ива и много фруктовых деревьев: абрикосы, персики, яблоки, груши, гранаты, сливы, вишни и, наконец, виноград.Д. Анучин.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.