Вырождение (антропол.)

Вырождение (антропол.)
обозначает происходящее путем наследственной передачи болезненное отклонение организации от нормального типа. Хотя это понятие теоретически может быть отнесено ко всем живым существам, но на практике оно преимущественно применяется к человеческому роду. Что же касается последнего, то, как известно, наряду с наиболее развитым расовым типом, какой представляет кавказское племя, существуют несколько таких, которые и по своей физической организации, и по незначительности достигаемого ими духовного совершенства несомненно представляются низшими. Таковы, напр., готтентоты, бушмены и др. Но как бы ни решался вопрос о происхождении и взаимном отношении высших и низших человеческих рас, несомненно, что каждый из указанных типов представляет естественное видоизменение человеческого рода; в каждом из них антропологические особенности передаются от одного поколения другому, допуская в то же время известные индивидуальные различия и постепенное усовершенствование. Поэтому, как бы низко ни стояла такая раса по сравнению с высшим человеческим типом, в ней нельзя усмотреть вырождения. Для того, чтобы можно было известный тип назвать вырождающимся (deg énéré), необходимо доказать, что особенности его организации составляют проявление наследственной передачи болезненных уклонений от нормы. Нам известен целый ряд причин, весьма различных по своей натуре, но сходящихся в том, что они приводят к наследственной порче типа человека. А именно, наблюдение показывает, что, несмотря на обширную приспособляемость человеческого организма к самым различным условиям существования, в этом отношении имеется известный предел, за которым неблагоприятные условия жизни производят разрушительное влияние на целый класс подверженных им людей. Сюда относится во многих случаях фабричный люд, принужденный нередко влачить жизнь с раннего детства в непосильной работе, при несоблюдении самых элементарных требований гигиены, при недостаточном, однообразном питании, отсутствии света и чистого воздуха; замечено, что потомство рабочего населения фабричных кварталов, прозябающего при подобных неблагоприятных условиях, представляет хилое поколение, со слабой физической организацией, предрасположенной к конституциональным болезням (рахит, золотуха, чахотка и проч.), не способное к высшему духовному развитию, пораженное притуплением умственных способностей и нравственных чувств. Это пример вырождения, вызываемого социальным условиями, часто встречающийся в больших центрах фабричной промышленности; здесь причины вырождения поражают целый класс общества и дают массовые результаты. Другую категорию вырождения, также распространяющегося на целое население, представляют некоторые физические условия почвы и воды, свойственные гористым местностям, в которых встречается эндемический кретинизм. В этих случаях происходит полная задержка психического развития в виде идиотизма, осложненная задержкой роста костей всего тела и зобом. В Европе эндемический кретинизм встречается преимущественно в некоторых кантонах Швейцарии и некоторых гористых областях Франции (Пиренеи) и Австрии (Тироль). Далее весьма существенный фактор вырождения заключается в хроническом отравлении организма алкоголем. Потомство пьяниц носит на себе явную печать неблагоприятной организации, делающей его менее стойким в борьбе за существование и предрасположенным к заболеваниям нервной системы; помимо того, среди детей пьяниц встречается большой процент совершенно не способных к духовному развитию идиотов, а также страдающих врожденным недостатком нравственных чувств и предрасположенных к преступности. Наконец, совершенно такие же плоды дают браки между лицами, страдающими помешательством или только происходящими из семей, в которых существует наследственное предрасположение к душевным и нервным заболеваниям.

Нужно заметить, что отражение вырождения на физическом здоровье естественным образом увеличивает смертность и поэтому, скорее всего, приводит к угасанию рода. Между тем, поражение духовной сферы при вырождении весьма часто сопровождается настолько крепкой физической организацией, что такие субъекты способны производить детей. В таком случае обыкновенно В. усиливается в своей интенсивности от одного поколения к другому. При высшей степени В., проявляющейся идиотизмом, в большинстве случаев наблюдается также недоразвитие половой сферы или, по крайней мере, бесплодие. Благодаря этому В. во всех случаях ведет к прекращению рода, причем этот результат иногда достигается через несколько поколений. Если, напр., первый толчок к дегенеративному влиянию подал хронический алкоголизм одного из производителей, то на первом поколении оно может отразиться, как опыт учит, влечением к пьянству, конституциональными неврозами, напр. эпилепсией, или притуплением нравственного чувства и т. п.; внуки могут оказаться помешанными, а их дети идиотами, не способными к дальнейшему размножению. Впрочем, в этом отношении нельзя установить до сих пор никаких более точных правил. Во-первых, не все дети подобных лиц, носящих в себе зачаток В., обнаруживают его влияние в одинаковой степени, и некоторые далее могут его вполне избегнуть; а затем весьма важно влияние другого участника брака, которое может, смотря по индивидуальным свойствам его, или усилить результат В., или же ослабить его. Поэтому особенно сильно сказывается В. возрастающим образом в таких случаях, где происходят последовательно браки [Дарвин — приверженец этого положения; но существуют указания, что подобные брака у некоторых диких (в небольших группах островов) не привели к физическому или умственному вырождению.] между близкими кровными родственниками. Из вышесказанного явствует, что В. преимущественно сказывается в духовной сфере, и действительно, понятие это по преобладающему значению отклонений со стороны психической деятельности, представляемых вырожденными субъектами, всецело относится к психиатрии. Тщательный анализ этой категории лиц показал, что есть целый ряд душевных болезней со своеобразным течением, свойственных только им и вовсе не наблюдающихся вне условий В. Но и помимо ясно выраженных душевных расстройств на почве В. замечаются некоторые особенности характера, благодаря которым такие субъекты не могут уживаться с общественными порядками, приспособленными к нормальным натурам. Их способности односторонни, они не в состоянии справляться со своими страстями, у них не хватает выдержки, чтобы добиваться какой-нибудь цели упорным, равномерным трудом. Они подвержены непреодолимым импульсам, которым приносятся в жертву и их собственные, и чужие интересы. Наклонности их извращены по сравнению с нормой, что особенно рельефно сказывается в половой сфере — они находят половое удовлетворение лишь неестественными и противоестественными способами. Нравственное чувство у них развито лишь в зачаточном виде или совершенно отсутствует, вследствие чего, несмотря на самое тщательное воспитание и благоприятные условия жизни, они становятся привычными ворами, мошенниками или yбийцами.

Во всех этих случаях, ввиду отсутствия ясных признаков душевной болезни, подобные субъекты могут производить впечатление людей, которые, будучи совершенно нормальными, отличаются лишь порочной натурой. Для правильной оценки этой порочности, однако, нельзя не принять во внимание условий наследственности, которые имеются налицо во всех случаях, где порочность есть продукт В. Кроме того, последнее и в этих случаях, так же как при настоящих психозах, развивающихся на почве В., сказывается нередко объективными явлениями. Явления эти заключаются в отступлениях от нормы со стороны различных анатомических образований, преимущественно на голове. Эти отступления, обусловленные неправильным, извращенным развитием, известны под названием антропологических признаков В. и довольно разнообразны. Сюда относятся различные аномалии в устройстве черепа (косой, сплющенный, чрезмерно длинный или круглый череп и проч.), асимметрия лица, неодинаковая окраска радужной оболочки на обоих глазах, асимметрия ушей, уродливая форма ушных раковин, отсутствие ушной мочки, неправильная расстановка зубов, неправильная форма твердого неба и др. Конечно, было бы совершенно неосновательно причислить человека к категории вырожденных субъектов только потому, что у него можно констатировать какую-нибудь из указанных аномалий. Но когда один индивидуум представляет на себе несколько или много таких антропологических признаков и вместе с тем аномалии характера в указанном смысле, то подобное совпадение, без сомнения, может бросить свет на натуру последних, так как мы знаем, что эти признаки свойственны В. Эта точка зрения оказалась весьма плодотворною при изучении преступников, и она составляет исходный пункт криминальной антропологии — науки еще юной, но уже выработавшей драгоценные фактические материалы, равно и новые, оригинальные юридические воззрения. Основатель современного учения о В. был французский психиатр Морель (см. его "Trait é des degénérescences physiques, intelle ctuelles et morales de l'espece humaine", Париж, 1857); с тех пор глава, посвященная вырождению, содержится в каждом более или менее полном руководстве душевных болезней. Об отношении В. к преступности см. сочинения Ломброзо ("L'uomo delinquente") и его последователей. В русской литературе можно указать на книгу Дмитрия Дриля ("Малолетние преступники", 1885 г.) и работу П. Н. Тарновской "Антропометрические исследования проституток и воровок", помещенную в "Протоколах общества психиатрии в С.-Петербурге" за 1887 год (подробнее на фр. языке — "Etude antropom étrique sur les prostitué es et les voleuses", Париж, 1889).

П. Розенбах.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Вырождение (антропол.)" в других словарях:

  • Вырождение (антропол.) — обозначает происходящее путем наследственной передачи болезненное отклонение организации от нормального типа. Хотя это понятие теоретически может быть отнесено ко всем живым существам, но на практике оно преимущественно применяется к… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»