Воскресение мертвых

Воскресение мертвых
Почти у всех народов существует понятие о бессмертии и продолжении бытия человека после разрушения тела. Но в частных чертах загробное существование определяется различно в различных религиях. Греки знали только о недеятельном и безрадостном состоянии мертвых в царстве теней, из которого освобождались только герои и полубоги. Впрочем, им не чуждо было понятие о зависимости загробного существования от земной жизни и о воздаянии за гробом добрым и злым по делам их: первые удостаиваются блаженства в Елисейских полях, вторые подвергаются мукам в Тартаре. Представления о загробном существовании египтян и индусов выражается учением о переселении душ. Из всех древних народов более определенное представление о воскресении людей, и притом о воскресении тел, существовало у персов: при появлении Созиоша все мертвые будут воскрешены Ормуздом, и притом в их прежних телах, которые воссоздадутся из элементов природы, кости — из земли, кровь — из воды и проч. В древние времена представление евреев о загробном существовании не отличалось определенностью; их представления о шеоле, где обитают умершие, так же смутно, как и понятия древних греков. Впоследствии эти представления евреев о загробном существовании более определились. Но нет оснований полагать, что здесь было прямое заимствование у персов, хотя, конечно, знакомство с персидским учением могло способствовать определению и уяснению существовавших уже у евреев общих понятий. В Псалмах и книге Иова (Иова, 19, 25-27), у пророков Исайи (26, 19), Иезекииля (37, 7-10) и Даниила (12, 2-3) вера в В. выражена ясно и определенно. Эта вера была доступна не одним только избранникам, но была общим достоянием народа (2 Мак., 7; Иоан., 11, 24; Мат., 22, 23; Map., 12, 18 и проч.). Но все ли люди воскреснут, или только добродетельные, когда произойдет В., какой образ примут воскресшие и многие другие частные понятия у евреев не были точно сформулированы. В христианстве понятие о воскресении мертвых сделалось общей верой и получило более точные определения. В. мертвых совершится во время второго пришествия Христа. Оно будет действительным воскресением людей по их телесной природе, а не нравственным только воскресением, перерождением и преобразованием, как учат некоторые рационалистические богословы. Фарисеи думали, что только душам праведных будут возвращены их тела, а христианство ясно учит, что воскреснут все люди без различия — праведные и грешные (Иоан., 5, 29; Деян., 24, 15; I Кор., 15, 22 и проч.). Для язычников догмат о воскресении тел представлялся самой странной нелепостью христианского учения. Поэтому с первых времен многие отцы и учители церкви определяли и защищали догмат В., как-то: Афинагор, Тертуллиан, Минуций Феликс, Ипполит и Августин. Язычники считали невозможным, чтобы сгнившее, на тысячу атомов распавшееся, съеденное зверями или сожженное огнем тело могло воскреснуть. Чтобы отнять у христиан всякую надежду на воскресение, они сжигали тела лионских (и других) мучеников, а пепел бросали в воду. Даже некоторые христиане не чужды были отчасти таких понятий. Этим объясняется боязнь потерять какой-нибудь член тела, особый страх некоторых мучеников, например Монтана и Луция, перед смертью на костре. Во многих эпитафиях мы встречаем или угрозы, или усердные просьбы не нарушать покой мертвецов и не удалять костей из гроба. Смерть для первых христиан была переходом к бессмертию, а гроб — колыбелью лучшей новой жизни. Поэтому гробы украшались различными символами и типическими изображениями радостного свойства. По учению Св. Писания, тело воскресшее будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению; оно будет сильное (σώμα έν δυνάμει), не подлежащее изнеможению и болезням и духовное — не подчиненное требованиям животной жизни. Относительно свойств воскресшего тела церковные учители и писатели учат различно. Одни обращали особенное внимание на тождественность воскресшего тела с настоящим и учили, что человек воскреснет с тем же телом, с которым жил, даже если оно будет искалеченное или уродливое. Другие, как александрийцы, обращали преимущественное внимание на новые качества воскресшего, преображенного тела. Ориген, в полемике с еретиками, хотя и допускавшими В., но отрицавшими тождественность воскресших тел с настоящими, говорит, что "мы должны получить снова не какие-либо иные, чужие, но наши собственные тела". Но, ратуя против хилиастов, признававших полную тождественность воскресших тел с настоящими не только по виду, но и по свойствам и отправлениям, он учил, что мы получим по В. тело духовное, эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее никакой тяжести и веса, способное изменяться сообразно с местом, где будет обитать. Такими определениями Ориген доводит качественность воскресшего тела до ангельской бесплотности и, по-видимому, противоречит тому, что сам же говорит о тождественности воскресшего тела с настоящим. Это противоречие объясняется тем, что Ориген предполагал в настоящем теле, кроме материальной, еще и другую, нематериальную субстанцию, из которой и должны, по смерти настоящего тела, развиться будущие эфирные и духовные тела. Двойственность Оригена вызвала двоякое отношение к нему и к самому вопросу. Одни заподозрили Оригена в скрытом отрицании В. тел в собственном смысле этого слова и, осуждая его, настаивали даже на мелочной тождественности воскресших тел с настоящими. Другие, может быть, глубже понимавшие учение Оригена, явились его защитниками. В частности рассуждали: будут ли половые различия между воскресшими? Какого возраста будут воскресшие? При этом говорили или за юношеский (Августин), или за мужеский (Иероним); другие утверждали, что человек воскреснет в том возрасте, в котором умер (Иустин, Тертуллиан). В Средние века только И. Скот Эригена усвоил себе представления Оригена о новых свойствах воскресшего тела; а все другие, следуя Иерониму и Августину, настаивали на полной тождественности воскресшего тела с настоящим. Схоластики задавали и решали всякие затейливые вопросы: воскреснут ли волосы и ногти и в каком количестве? Воскреснут ли кишки и чем будут наполнены? и проч., и проч. Всякие тонкости этого рода можно читать у Симеона Полоцкого в его "Венце веры". В. тела почитается догматом одинаково у православных, у католиков и протестантов.
П. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Воскресение мертвых" в других словарях:

  • ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ — [греч. ἀνάστασις (τῶν) νεκρῶν], возобновление жизни в теле после смерти. Идея В. м. в древнем мире Нек рые мифы и религ. практики различных древних культур содержат идею возобновления телесной жизни после смерти. К ним относят прежде всего т. н.… …   Православная энциклопедия

  • Воскресение мертвых — Содержание 1 Происхождение слова 2 В древнегреческой мифологии 3 В Библии …   Википедия

  • Воскресение мертвых —    по учению Церкви, последует со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновение ока (1 Кор. 15, 52). Бог своей Силой воскресит мертвых нетленными, тело воскресшего не будет по своему… …   Православие. Словарь-справочник

  • Воскресение мертвых — – по учению церкви, последует со вторым пришествием И. Христа, Который сказал: мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавше, оживут . Воскресение мертвых, по учению ап. Павла, произойдет во мгновенье ока; Бог Своею силою воскресит мертвых… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Воскресение мертвых — (Тхият hа метим)    Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом*, гласит: Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Творец, да будут благословенны память и имя Его во веки вечные . Согласно ему,… …   Энциклопедия иудаизма

  • Воскресение мертвых — всеобщее, будущее воскресение имеет быть при конце видимого сего мира, который преобразится посредством огня. Оно будет состоять в том, что души умерших опять соединятся с прежними телами и будут духовны и бессмертны. До всеобщего воскресения… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Воскресение мертвых —  ♦ (ENG resurrection of the dead)    общее воскресение всех тех, кто умер до Страшного суда (Ин. 5:28 29; Деян. 24:15) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Воскресение мертвых —    будущее всеобщее воскресение. Оно произойдет при конце сего мира, который преобразится огнем. В этот момент души почивших вновь соединятся со своими телами и будут бессмертны и духовны. До всеобщего воскресения души праведных пребывают в… …   Православная энциклопедия

  • Воскресение мертвых — свершится во время второго пришествия Христа и будет действительным воскресением людей по их телесной природе. По учению Священного Писания, воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению; оно будет сильным, не… …   Православный энциклопедический словарь

  • Воскресение, воскрешать — I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ В. основное понятие Библии. Если древние греки имели лишь нек рые представления о бессмертии души, то Писание говорит о посмертном возобновлении человеч. жизни в триединстве духа, души и тела. НЗ использует два термина:… …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»