- Волхов
-
река, вытекает из озера Ильмень, в 5 верстах от Новгорода, протекает по уездам Новгородскому (110 верст) и Новоладожскому (98 верст), впадает в Ладожское озеро при городе Новая Ладога. Главное направление течения Волхова северо-восточное, близ Гостинопольской пристани принимает северное направление. Длина течения 208 верст, ширина при истоке 600 саженей, у Новгорода 110, далее 120-180 и при устье около 300 саженей. Глубина 1-8 саженей, исключая пороги, на которых глубина от 1/2 до 11/2 аршин. Падение 48 футов, из них на порогах 32 фута. Течение тихое, кроме порогов. От напора Ладожского озера в низовьях течение бывает обратное. Весенний разлив местами достигает 2 верст. Дно В., за исключением порогов, песчаное, отчасти глинистое и покрыто грудами известняка и булыжника. Вода мутная, содержит много ила и растительных веществ, вследствие болотистых берегов озера Ильмень. Пороги на В. находятся в нижней части течения реки в Петербургской губернии, а именно: Пчевские — тянутся на протяжении 9 верст 100 саженей; образовались вследствие пересечения реки 12 каменистыми косами; падение около 3 футов; для судоходства не опасны, хотя представляют для последнего неудобства вследствие узкого фарватера и крутых поворотов. Волховские или Ладожские пороги начинаются в 1 версте ниже Гостинопольской пристани, простираются на 8 верст 200 саженей до села Михаила Архангела. В. здесь 120 саженей ширины, берега скалистые, отвесные, высотой 110 футов. Пороги расположены уступами и состоят из двух частей, разделенных между собой плёсом в 3 версты. Верхняя часть — Велицкая у села Вельсов; здесь особенно неудобен для судоходства так называемый Велицкий руб; в древности здесь суда обыкновенно разгружались и товары везли сухим путем для обхода порогов. Петропавловская часть порогов состоит из 5 рубов и 4 каменных кос. Дно Волховских порогов состоит из плитняка. Глубина весной до 21/2 аршин, осенью же в мелководье 1/2-11/2 аршина, вследствие чего большинство судов наполовину разгружаются на специальные суда и вновь нагружаются по проходе порогов. Падение воды в Волховских порогах 29 футов 6 дюймов, течение бурливое. Провод судов допускается не иначе, как с местными лоцманами; для безопасности судоходства на порогах устроены семафоры и телеграф. Волхов обыкновенно вскрывается в первой половине апреля, а замерзает около 20 ноября, причем в верхнем своем течении обыкновенно вскрывается 2-3 днями раньше, а замерзает 2-3 днями позже, чем в низовьях. Среднее навигационное время для В. 215 дней. В 1890 г. В. был судоходен у Новгорода 215 дней, у Волховской станции Николаевской железной дороги 227 дней, у Гостинопольской пристани 234 дня и в Новой Ладоге 223 дня. Берега В. большей частью низменные (много поемных лугов) и в верхнем течении только местами возвышаются, образуя невысокие холмы (Собачьи Горбы, в 10 верстах ниже Новгорода), начиная же от порогов до села Старой Ладоги берега высоки, местами отвесно скалисты. Долина В. перерезывает пласты девонской и силурийской систем; обнажения первых встречаются выше, а вторых ниже села Вельсов. Ломки плиты находятся на правом берегу, около деревни Дубовика. Плита и известь (отличающаяся гидравлическим свойством) идут на постройки мостов, шлюзов и доков, в Шлиссельбург, Петербург и Кронштадт. В. изобилует рыбой (сиг и сырть), которой особенно много ловится на порогах. В 2-х верстах от истока с правой стороны В. отделяет рукав Волховец Малый, который соединяется с рекой у Хутынского монастыря. Притоки В. незначительны, из них главнейшие: Оскуя и Пчевжа (с правой стороны) и Тигода (с левой); при посредстве Тигоды есть предположение соединить В. каналом с рекой Тосной, впадающей в Неву при селе Ивановском, и таким образом будут обойдены пороги, как Волховские, так и на реке Неве. Берега В. заселены довольно густо. Городов два: Новгород и Новая Ладога; много монастырей, сел, казарм, построенных Аракчеевым (бывшие военные поселения); важнейшие пристани: Новгород, Соснинка (при Волховской станции Николаевской железной дороги), Гостинопольская, Старая и Новая Ладога. Мостов через В. два: в городе Новгороде — деревянный на каменных устоях (в настоящее время переделывается на железный) на месте пересечения Волхова Московско-Петербургским шоссе; при станции Волховской — железный на каменных устоях для Николаевской железной дороги. В древности, во времена Ганзы, был деревянный мост у Волховских порогов, остатки которого видны во время мелководья и по настоящее время. Исторический Волховской мост в Новгороде находился несколькими саженями выше настоящего, остатки его еще уцелели. Судоходен В. по всему своему течению и в самой глубокой древности уже служил водным путем, по которому шла торговля Поволжья с Западной Европой; на берегах его процветал Великий Новгород. С падением Новгорода В. не утратил своего значения, а с постройкой Вышневолоцкой водной системы вошел в состав последней. С упадком Вышневолоцкой системы волжские грузы почти совершенно прекратили свое движение по В., но, благодаря близости Петербурга, торговое значение В. и по настоящее время велико; так, в 1890 г. по реке Волхов движение судов и грузов было следующее:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Отправлено | Прибыло || |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | вверх | вниз | сверху | снизу ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| судов | 76 | 1431 | 269 | 200 ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| плотов | - | 578 | 1470 | - ||----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| товаров | 642 тыс. пудов | 15718 тыс. пудов | 694 тыс. пудов | 3362 тыс. пудов |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Всего отправлено 16360 тыс. пудов, а прибыло 4056 тыс. пудов. Главнейшие предметы отправки вверх — хлеб (300 тыс. пудов), вниз — дрова (8300 тыс. пудов), лесной строительный материал (2000 тыс. пудов), сено, рыба. Прибывает главным образом: сверху — хлеб (270 тыс. пудов), снизу — лес (2500 тыс. пудов), хлеб (400 тыс. пудов). Главнейшие пункты отправки на В.: Соснинка (станция Николаевской ж. д. Волховская) для хлеба, Званка (5 верст выше Соснинки) для дров и леса (5600 тыс. пудов), Старая Ладога (сено, лес, рыба); сено для Петербурга грузится на суда по всему течению В. Главнейшие места разгрузки судов: Новгород (хлеб, дрова, лес и проч. до 1600 тыс. пудов), Соснинка — лес и дрова (1000 тыс. пудов) для отправки по Николаевской железной дороге и Новая Ладога (хлеба 300 тыс. пудов и леса 550 тыс. пудов). Пароходство по Волхову развито слабо; суда идут большей частью под парусами или тягой лошадьми. Правильное пассажирское пароходство существует по всему В., исключая Волховских порогов, а именно: от Новгорода вверх через Ильмень в Старую Руссу и вниз от станции Волховской к Гостинопольской пристани; ниже порогов — между городом Новой Ладогой и деревней Дубовиками. Важнейшие исторические пункты: Новгород с окрестностями), Хутынь (древний монастырь, могила поэта Державина), Званка (монастырь, бывшее имение Державина), пристани Соснинка и Гостинопольская (существовали еще во времена Ганзы), села Грузино (имение графа Аракчеева) и Старая Ладога (местопребывание первых русских князей).Ср. "Статистический Сборник министерства путей сообщения за 1890 г." (вып. 29 и 30, СПб. 1892).Д. Рихтер.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.