- Военные машины
-
Кроме метательных машин, употреблявшихся в древности вместо артиллерийских орудий (см. Орудия артиллерийские), при осаде крепостей употреблялись также особые приспособления, дававшие возможность наиболее безопасно приблизиться к ее стенам и разрушить их. Соответственно этим двум целям В. машины разделялись на разрушительные и подступательные. К числу первых относились тараны, служившие для пробивания стен и представлявшие собою одно или несколько соединенных между собою бревен длиною около 120 фут., весом до 1000 пуд., с металлическим наконечником, чаще всего в виде бараньей головы. Для действия таран располагали в одной из подступных машин; его раскачивали до 1000 человек. Подвозили и раскачивали таран на катках. Крюк-разрушитель представлял собою длинное бревно, с железным крюком на конце; бревно, подвешивалось на раме; крюк употреблялся для сбивания со стен зубцов и разрушения верхних частей. Иногда на крюк-разрушитель привязывалась корзина, в которой высоко поднимались люди для рекогносцировок; приспособленные для этой цели машины назывались толено. К подступным машинам относились мускул, черепаха, винея; все они представляли собою сквозные дощатые или плетеные из прутьев сараи, около 7 фт. высоты; крыши их покрывались бычачьими шкурами. Эти машины, поставленные одна за другой, с мускулом во главе, представляли длинный коридор, защищавший от стрел из крепости; мускул имел гораздо большие размеры и спереди прикрывался наклонным щитом. Коридор из таких машин представлял собою род сапы, а мускул имел значение ее головы с мантелетом. Когда приближались к самым крепостным стенам, то выстраивали и подвозили гелеполи, представлявшие собою многоэтажные (до 20 этаж.) башни, в виде усеченных пирамид, высотою до 140 фт. Гелеполи, командуя над крепостью, давали возможность бросать в нее снаряды, а с верхних их площадок, защищенных брустверами, можно было на особых мостиках спускать на крепостные стены людей. Гелеполи ставились на колеса и по ровной местности докатывались до крепости стоящими сзади людьми, посредством воротов, талей и т. под. При пересеченной местности их доставляли разобранными.Ср. Ц. Кюи, "Краткий очерк истории долговременной фортификации" (СПб., 1877).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.