- Водоизмещение корабля
-
есть объем вытесненной им воды. Вес этого объема воды равен весу корабля, поэтому обыкновенно В. выражают в весовых единицах — тоннах (62,03 пуда), а не в объемных. Так, напр., если В. корабля равно 10000 тонн, то это значит, что вес этого корабля со всем на нем находящимся равен 620300 пудов. Очевидно, что В. судна при расходе топлива и грузов постоянно изменяется, поэтому различают В. в полном грузу и В. спусковое, которое дает вес корпуса корабля при спуске, т. е. обыкновенно без машины, котлов, брони и пр. Наибольшее В. из всех судов, когда-либо построенных, имел спущенный в 1859 г. и недавно разобранный купеческий пароход "Great-Eastern", именно 274000 тонн. Но такое огромное В. оказалось невыгодным в коммерческом отношении, и в настоящее время из купеческих судов наибольшее В. имеют трансатлантические почтовые пароходы "City of Paris" и "City of New-York", именно 13000 тонн. Из военных судов наибольшее В. имеют 8 строящихся английских броненосцев: "Ramillies", "Renown", "Repulze", стр. именно по 14150 тонн и итальянский броненосец "Italia" — 13900 т.В последующей таблице показано В. некоторых судов нашего военного флота:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | "Три Святителя" | 12300 | строится || |-------------------------------------------------------------------------------|| Корабль | "Полтава" | 10980 | " || |-------------------------------------------------------------------------------|| | "Синоп", "Чесма", | 10150 | || | "Екатерина II" | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Крейсер | "Рюрик" | 10000 | строится ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | "Петр Великий" | 9900 | || |-------------------------------------------------------------------------------|| Корабль | "Имп. Александр II" и | 8440 | || | "Николай I" | | || |-------------------------------------------------------------------------------|| | "Наварин" | 9470 | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| | "Адмирал Нахимов" | 8000 | || |-------------------------------------------------------------------------------|| Крейсер | "Память Азова" | 6500 | || |-------------------------------------------------------------------------------|| | "Дмитрий Донской", | 5800 | || | "Владимир Мономах" | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Корветы | "Витязь", "Рында" | 3000 | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Клипера | "Опричник", "Разбойник" | 1350 | || | и пр. | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Минные крейсеры | "Лейтенант Ильин", | 690 | || | "Капитан Сакен" | | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Миноносцы | | 100-150 | ||--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|| Миноноски | | 25 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------В. вычисляется при составлении проекта корабля по его теоретическому чертежу. Для этого длину корабля между перпендикулярами разделяют на 20 частей и через точки деления проводят поперечные сечения, которые и вычерчиваются на корпусе. Проведя затем грузовую ватерлинию, разделяют углубление на 8 или 10 частей и через точки деления проводят ватерлинии, которые на корпусе проектируются прямыми, параллельными грузовой, затем снимают с чертежа для каждого из сечений полуширины при грузовой и каждой из прочих ватерлиний. Для вычисления по этим данным В. пользуются правилом Симпсона совершенно так же, как показано при вычислении вместимости (см.). Чтобы полученный объем подводной части в кубических футах перевести в тонны, стоит только разделит его на 35, если корабль будет плавать в соленой океанской воде, и на 36 для пресной воды.А. Крылов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.