- Владислав Тонконогий король польский
- (Wladyslaw Laskonogi), "последний эпигон патриархальных самодержцев Польши", как его называет польский историк Бобржинский, был младшим из 5 сыновей Мешка Старого; родился в 1168 году. Так как братья его все умерли еще при жизни отца и только один из них оставил после себя сына, Владислава Одонича, то по смерти Мешка Старого (1202) его удел (Силезия) был разделен между сыном и внуком его, причем первый стал управлять и областью своего малолетнего племянника. Одновременно с тем жители Кракова после тщетной попытки призвать к себе Лешка Белого (см. это имя), не согласившегося подчиниться поставленным ему условиям, пригласили В. на краковский трон. До того времени высшие церковные иерархи если и стремились ограничить королевскую и княжескую власть, то действовали при этом сообща с светскими знатными панами. Теперь же католическая церковь в Польше, следуя за общим движением, происходившим на Западе, стремилась занять независимое от государства положение, и на этой почве представители ее враждебно столкнулись с В. Последний действовал по отношению к церкви в строгом согласии с самодержавными традициями первых Пястов: назначал своею властью епископов, по смерти их отбирал оставшееся после них имущество в княжескую казну, производил суд в церковных владениях и собирал с них подати, а в случае сопротивления духовных налагал на них тяжелые наказания. Духовенство, во главе которого стали краковский епископ Пэлка и гнезненский архиепископ Генрих Кетлич, начало упорную борьбу с князем. Сперва она была удачна для В.: Кетлич, предавший его анафеме, должен был бежать из Великой Польши, остальные духовные временно смирились. Между тем Лешко Белый, занятый раньше борьбой с князем волынским Романом Мстиславичем, в 1205 г. окончил ее удачной битвой под Завихостом, в которой погиб сам Роман. Это повысило его престиж в Польше, и настроение умов в Кракове решительно склонилось в его пользу. В. добровольно уступил ему великокняжеский престол (1206) и возвратился в Силезию, где борьба его с духовенством продолжалась уже при менее благоприятных условиях. В 1209 г. возвратился ездивший в Рим Кетлич в звании папского легата и вторично предал В. анафеме и отлучению от церкви. В. вынужден был к уступкам; в 1210 г. между ним, Лешком Белым и еще некоторыми князьями, с одной стороны, и духовенством — с другой, состоялось соглашение, по которому князья признали за церковью полную автономию в ее владениях, даровали ей право суда над ее подданными и освободили последних от повинностей по отношению к государству. Попытки В. нарушить эту привилегию повели к возобновлению борьбы между ним и духовенством, причем последнее стало на сторону В. Одонича, тем временем выросшего и требовавшего от дяди своих владений. Борьба между этими князьями сначала шла с переменным успехом, но в 1229 г. В. Одонич изгнал В. Тонконогого и из его собственных владений; тот пытался возвратить их, но безуспешно, и умер в 1231 г.
В. М-н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.