- Викрамадитья или просто Викрама
-
(Vikramâditya = vikrama — выступь, шаг, сила, мужество, от корня kram — шагать + vi и âditya — солнце) — одно из знаменитейших имен индийской истории, царьУджайини (Ujjayinî — в Западной Индии, у северного склона хребта Виндхья = Όζηνη). Время его царствования, как и большинство хронологических дат древней и средней индийской истории, не может быть определено точно, тем более что это имя придавалось, по-видимому, нескольким разным царям. Большинство ученых помещает его в половине VI в. по Р. Х. В. является любимым героем разных индийских сказок, но достоверных сведений о его происхождении и деятельности не имеется. По преданиям одного памятника на языке телугу, В. был сыном брахмана, пренебрегавшего его воспитанием и заставлявшего делать всякую черную работу. Недовольный этим, он тайно оставил дом отца и после многих приключений достиг Уджаини, женился на дочери тамошнего царя и сам сделался царем. Суровыми аскетическими упражнениями он вошел в милость богини Кали, которая обещала сделать его неуязвимым от всех неприятелей (за исключением одного) и дать ему тысячелетнее безмятежное правление. Эта легенда, очевидно, сложена брахманами, желавшими присвоить себе любимого народного героя. По другим сказаниям, В. был сыном одного из Гандхарвов (низшие божества). Точно так же мало мы знаем о его исторических заслугах, которые сводятся к освобождению страны от господства так называемых индоскифских народов шака и млеччха (Çaka и Mleccha), вероятно, туранского происхождения. Победа над варварами (Mleccha) была одержана им в 544 г. около Корура. В память этой победы им установлено было новое летосчисление, носящее его имя и до сих пор еще очень часто употребляющееся у индусов. Начало этой эры Викрама было отнесено на 600 лет назад от года победы (544 г.), т. е. до 56 г. до Р. Х. Это обстоятельство и заставляло некоторых ученых (напр. Лассена) помещать В. и его современника Калидасу в I стол. до Р. Х., чему, однако, противоречат многие исторические факты. Победы Викрамы расширили пределы его царства; туземные свидетельства приписывают ему господство над Бенгалией, Хиндустаном, Деканом и Западной Индией, хотя, как кажется, действительными его завоеваниями можно считать только Кашмир, Пенджаб и восточную часть Раджапутаны. Его правление было в то же время эпохой процветания наук, поэзии и искусств. По индийским преданиям, при его дворе находилось девять знаменитых мужей Индии, так называемых "девять драгоценных камней" (см. соотв. статью).С. Булич.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.