Вигилянций

Вигилянций
пресвитер, в конце IV и в начале V вв. ратовавший против почитания мощей и святых, безбрачия духовенства, монашества и вообще против тогдашних аскетических воззрений. О жизни и мнениях его сохранились лишь скудные сведения. Он родился в Аквитании. Получив сан пресвитера в Барселоне, В. предпринял путешествие на Восток и явился в Вифлеем, к блаженному Иерониму, с которым, по-видимому, скоро не поладил. Главный разлад между ними произошел из-за Оригена, сочинения которого Иероним прежде высоко чтил. Хотя он и перешел на сторону св. Епифания Кипрского, отрицательно относившегося к Оригену, но, вероятно, не вполне освободился из-под влияния последнего; по крайней мере В. сделал ему упрек в этом роде. Это раздражило блаженного Иеронима, который скоро нашел случай в свою очередь обвинить Вигилянция в ереси. Пресвитер Ринарий жаловался в своем письме к Иерониму, что В. восстает против почитания мощей и православных за это называет поклонниками праха (cinerarii). Иероним поспешил ответом, в котором выразил удивление, что епархиальный епископ жезлом железным не сокрушил этот негодный сосуд (Вигилянция). В 406 г. Ринарий переслал Иерониму сочинение В. и при этом известил Иеронима, что многие разделяют мнения еретика и даже сам епископ им сочувствует. В одну ночь Иероним написал опровержение против В. Это сочинение служит единственным источником для ознакомления с мыслями В.; к сожалению, оно переполнено резкими выражениями и насмешками и заключает в себе весьма мало фактических данных. Западная церковь приняла суждения Иеронима о В. как о еретике; но протестанты причисляют В., как и многих других еретиков, осужденных церковью, к "свидетелям истины" (testes veritatis). Почитание мощей В. называл обожанием (adoratio) и считал возвращением к язычеству; он говорил против молитвенного призывания святых, против ночного богослужения перед празднованием памяти мучеников; указывал на беспорядки, которые действительно бывали иногда при всенощном богослужении. Чудеса, по мнению В., имели место только при первоначальном распространении христианства и могли быть полезны только для убеждения неверующего, а для уверовавших они не имеют значения. Возражая против обета нестяжательности, В. утверждал, что лучше владеть имуществом и с благоразумием употреблять его на дела благотворительности, чем сразу раздавать его. Во время своего пребывания на Востоке он оказывал вспомоществование палестинским подвижникам, но потом выражал сомнение хорошо ли пожертвованиями с Запада поддерживать аскетический образ жизни на Востоке, и не лучше ли помогать местным бедным. Ср. Wolch, "Ketzergeschichte" (III, 673—704); Tilmann, "Mémoires" (VII, 191—196, 266 и сл.); Sindner, "De Soviniano et Vigilantio etc." (1840); Gilly, "Vigilantius and his times" (1844). С католической точки зрения о нем писал Шмидт, "Vigilantius, sein Verhältniss z. heiligen Jeronymus und z. Kirchenlehre der damaligen Zeit" (1860).
П. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Вигилянций" в других словарях:

  • ВИГИЛЯНЦИЙ — [лат. Vigilantius] (нач. V в.), пресв., еретик. Род. в Калагуре близ галльского г. Конвены (совр. Сен Мартори в Комменже, деп. В. Гаронна, Франция). В 395 г. В. находился в Палестине, куда он прибыл для раздачи милостыни, посланной св. Павлином… …   Православная энциклопедия

  • ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ — [лат. Hieronymus Stridonensis], или Евсевий Иероним [лат. Eusebius Hieronymus] (ок. 347, Стридон 30.09.419/20, Вифлеем), блж. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей… …   Православная энциклопедия

  • ЕПИКТЕТ И АСТИОН — [лат. Epictetus et Astion], преподобномученики Алмирисские (пам. 7 июля, пам. зап. 8 июля). Согласно лат. анонимному Мученичеству, Е. и А. пострадали в г. Алмирида, примерно в 2 км к юго востоку от совр. сел. Муригёл (Румыния). Кончина мучеников… …   Православная энциклопедия

  • Посты — учреждение христ. церкви, имеющее целью содействовать господству в христианине духовно нравственных стремлений над чувственными. П. существовал еще в ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере И.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Реликвии — (reliquiae, λειφάνα) останки, то что осталось от особенно уважаемой личности, в частности в мире христианском останки мученика и всякого святого, его тело и части тела, чтимые верными как святыня, а также его одежда и части одежды и вообще всякие …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Святой святые — в памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой αγιος, sanctus по мнению Мартиньи ( Dictionnaire des antiquit é s ) отнюдь не было усвояемо так назыв.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Святой, святые — в памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой αγιος, sanctus по мнению Мартиньи ( Dictionnaire des antiquités ) отнюдь не было усвояемо так назыв.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Святой — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Святой (от праслав …   Википедия

  • Святая — «Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век) Святой (от праслав. svętъ; мн. ч. святые) в христианстве (за исключением некоторых протестанстских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец… …   Википедия

  • Святые — «Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век) Святой (от праслав. svętъ; мн. ч. святые) в христианстве (за исключением некоторых протестанстских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»