- Вечеря тайная
-
новозаветное библейско-историческое событие из последних дней жизни Иисуса Христа. Приблизился день, "в кот. надлежало заколоть пасхального агнца" (14-е нисана, "между двумя вечерами", т. е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари). Весь этот день проходил в Иерусалиме и его окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца; иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят. Позаботились о том же и ученики Христовы, и уже накануне, по указанию своего Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного тайного последователя Христа (по предположению некоторых — в доме Иосифа Аримафейского). В древности пасхальный агнец вкушался стоя, но этот обычай впоследствии был оставлен, и под влиянием греков и римлян введено было возлежание, которое считалось наиболее удобным и сообразным с празднеством, тем более, что оно признавалось положением свободных людей. Каждый присутствующий возлежал во всю свою длину, облокачиваясь на левую руку, чтобы правая могла быть свободной. Обмывать ноги гостям было делом рабов; но перед тайной вечерей Сам Христос в Своем бесконечном смирении встал из-за стола и исполнял эту рабскую обязанность в отношении Своих учеников, которые от смущения и стыда погрузились в глубокое молчание, нарушенное только апостолом Петром, воскликнувшим: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" Продолжая омовение, Христос заявил, что ученики, как омытые водой духовного учения из источника жизни, теперь чисты; но, прибавил Он с грустью, "не все". Началась затем сама вечеря; Христос стал объяснять ученикам значение только что совершенного им действия, как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг к другу. Но взор Его упал на возлежавшего поблизости к нему Иуду, и дух Его опечалился. "Истинно, истинно говорю вам, — сказал Он, обращаясь к ученикам, — что один из вас предаст Меня". Страх объял учеников; они вопрошали Учителя: "не я ли, Господи?". Чтобы не обнаружить перед своими сотоварищами своей виновности, Иуда Искариот также спросил: "не я ли Господи?" и получил в ответ: "ты сказал" (обычная утвердительная форма выражения в библейском языке). Обмакнув кусок в блюдо, Христос подал Искариоту со словами: "что делаешь, делай скорее". Иуда, отуманенный алчностью, не раскаялся, а вышел из-за стола и отправился на свое гнусное дело. Как только удалился предатель, дух Христа как бы воспрянул от отягчавшей его скорби, и Он с облегченным сердцем воскликнул: "Ныне прославится Сын человеческий, и Бог прославится в Нем". Ему недолго уже оставалось быть со своими учениками, и поэтому Он в качестве завещания дал им новую заповедь, исполняя которую, они должны были составить общество, совершенно отличное от людей мира сего, — именно заповедь, чтобы они любили друг друга и по этой любви все могли бы узнавать, что они именно Его ученики. Затем наступил самый важный момент тайной вечери: установление Христом таинства евхаристии, или причащения, как благодатного средства единения верующих с Христом. Ученики понимали, что их возлюбленный Учитель уходит от них, и печалились. Тогда Христос в утешение им установил таинство причащения Его Тела и Крови, как истинного Агнца, вземлющего грехи мира. Во время вечери Он "взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте от нея все; ибо сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Причастив их таким образом Своей Плоти и Своей Крови, Он повелел им всегда совершать это таинство в Его воспоминание, как доселе и совершается оно христианской церковью. Вследствие такого происхождения таинства причащения оно на церковно-славянском языке также иногда называется тайной вечерею, как, напр., в известной молитве перед причащением: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими" и пр. — В евангелиях о Тайной Вечери говорится в следующих местах: в Евангелии от Матфея гл. XXVI, ст. 17—35; Марк. XIV, 12—31; Лук. XXII, 7—38; Иоанн. XIII—XVIII, а также в первом послании ап. Павла к коринфянам X, 16 и XI, 23—25.Самым лучшим художественным изображением Тайной Вечери справедливо считается известная картина Леонардо да Винчи (см. это имя), хотя, изображая присутствующих сидящими за столом, она отступает от археологической точности.А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.