- Верхарн Эмиль
-
(Verhaeren) — современный бельгийский поэт; наряду с Метерлинком стоит во главе новейшей французской поэзии. Фламандское происхождение В. и национальный отпечаток его творчества не отделяет его от французской поэзии, а напротив, обогащает французское художественное творчество новым оттенком северной созерцательности, соединенной с активным духом. В. род. близ Антверпена в 1855 г. Он деятельно участвует в общественной жизни Бельгии, примыкая к поборникам прав рабочего класса. В. — один из главарей литературного движения, носящего название "La jeune Belgique". По его инициативе или при его ближайшем участии создалось в Бельгии несколько журналов, где проповедь новых формул в поэзии и живописи шла наряду с пропагандой социализма (в духе английского прерафаэлитизма). Кроме стихов, В. написал множество статей по общественным вопросам и по искусству. Он большой знаток старой фламандской живописи и нового искусства. Основное настроение поэзии В. — созерцание природы и жизни людей, с сознанием глубокого разлада между жаждой святынь и уродливостью жизни. Он говорит о невыносимости земных страданий, жаждет мистических примирений, но не находит их и скорбит о пустоте мира, о бесцельности всех начинаний человечества, порвавшего связь с божественной основой мира. Из отчаяния, звучащего в лучших его лирических сборниках, В. старается, однако, вырваться; его примиряет с жизнью вера в освободительные движения масс, в плодотворность сил, таящихся в людях, в конечное торжество мира и любви на земле. Эти мотивы все сильнее звучат в его лирике. Печаль В. — мистическая, выходящая за пределы человеческих начинаний, а примирения его — позитивные, сводящиеся к уверенности в возможности счастья на земле, к человеческой религии сострадания. Сборники лирических стихотворений В. выходят трилогиями; они представляют собой историю души поэта. Очень своеобразна его лирика городской жизни: он увидел и воспел поэзию культуры, созданной руками человеческими, поэзию фабричных центров, городских улиц, зрелищ труда и борьбы. Он рисует тружеников в деревне и в городе, и под его рукой все эти столяры, ткачи, веревочные мастера и т. д. становятся типами духовной жизни человечества. В первой трилогии: "Les bords de la route", "Les Flamandes" (1883), "Les Moines" (1886) В. противопоставляет созерцательную, сонную, но по-своему мощную и красивую жизнь фламандских деревень, как знамение силы бессознательных и глубоких инстинктов жизни — возбужденной жизни старых фландрских монастырей, некогда населенных испанскими монахами, которые проводили жизнь в вечной борьбе: внешней, для подчинения своей власти всего мира, и внутренней, против соблазнов во имя аскетизма. Деревни и монастыри воплощают для В. два начала жизни — удовлетворяемость плоти и мятежность вечно борющегося духа. В следующей трилогии: "Les Soirs", "Les Débâcles" и "Les Flambeaux noirs" (1887—1891) деревня и город рисуются в другой перспективе — как воплощение мучительной разорванности, кошмарности зрелищ жизни. В природе, в человеческих лицах, в разрушенных мельницах поэту слышатся отголоски тщетных усилий человеческого разума, отчаяние душ, утративших прежнюю веру в святыни и в своем бессилии идущих к мукам безумия. Лучшие стихотворения этого сборника — "Les Malades" и "Notre Dame de la Folie". В трилогии "Villages illusoires" (1894), "Les apparus dans mes chemins" (1891), "Les Vignes de ma muraille" жизнь деревни рисуется опять символически, как вместилище всех видов человеческого страдания. Лучшие стихотворения этой трилогии — "Les cordiers", "Le passeur d'eau", "Le vent". Мощный поэтический талант В. сказался, быть может, ярче всего в двух других сборниках — "Campagnes Hallucinées" и "Villes tentaculaires", рисующих захват деревенского населения кошмарным соблазном городов. Стихотворения этих сборников славословят мятежный дух, который должен помочь проснувшимся силам масс создать новую счастливую жизнь. В последнее время появились сборники "Forces tumultueuses" (1902), где уже звучит вера в обновление жизни, затем "Toute la Flandre" и наконец, "Les Heures de l'après-midi", отличающийся успокоенным, углубленным тоном. Мастерство формы у В. очень велико. Он создал "свободный стих" новыми гармониями и ритмами своей поэзии. Мелодия его стиха не имеет себе равной в современной французской поэзии. В. написал также несколько высоко художественных драм: "Les Aubes" — социальная драма утопического характера, "Le Clootre" — несколько романтичная, но написанная с большим подъемом. Несомненные достоинства имеет также его драма "Philippe II".См. Alb. Mockel, "E. V." (1895); З. Венгерова, "Литературные характеристики" (т. II); Вал. Брюсов, в "Весах" (1904).З. В.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.