- Corpus juris canonici
-
общее название сборников норм, руководивших деятельностью церкви в духовной и светской юрисдикции и определявших ее строй в средние века. Данное в противоположность римскому С. juris civilis, оно употреблялось с довольно давнего времени, но окончательно утвердилось только в XVI веке, в применении к цельному изданию всех источников канонического права, сделанному в первый раз в 1499-1502 гг. в Париже Chappuis и Vital'ем. С. juris canonici, по своему составу и содержанию, представляет последовательную историю развития источников канонического права (см.), начиная с его исходных моментов на Западе до конца XVI в. (1582), когда было опубликовано, по распоряжению папы Григория XIII, последнее официальное его издание. Первую часть его составляет декрет Грациана (см.), обнимающий собой в систематической обработке источники канонического права до половины XII века (декрет издан немного раньше 1150 г.). Эта часть распадается на 3 отдела, обнимающие: а) источники права и учение о лицах; б) церковную юрисдикцию и в) таинства и обряды. Первый отдел цитируется так: с. (canon) Audite, D. (distinctio) 34 или с. 6, D. 34. Второй: с (canon) Omnibus, С. (causa) 2, Q. (quaestio) 5 или с. 19 (номер канона вместо его заглавия), С. 3, Q. 5. Третий: с. Venerabiles D. 3 de const. и т. д.Вторая часть С. juris canonici заключает в себе сборник декреталий Григория IX (см.), составленный около 1234 г. и содержащий в себе папские распоряжения начиная со времени папы Александра III, разбитые до того времени на пять отдельных сборников (так назыв. compilationes prima, secunda, tertia; quatra и quinta); деление на пять частей удержалось и в сборнике Григория IX. В отличие от декрета Грациана, содержащего право в научной обработке — то, что римляне называли jus, — декреталии содержат прямые законодательные постановления (leges). Первую часть С. juris canonici сравнивают поэтому с дигестами С. juris civilis, вторую — с кодексом. Вторая часть цитируется так: с. (canon) Quoties, E., Extr. или просто X (означает extra, т. е. часть, находящуюся вне декрета Грациана), de pactis (название титула, к которому теперь прибавляют книгу и номер, под которым он стоит в С. — I, 35). Третью часть составляет дополнительный сборник папских декреталий и канонов, составленный по приказанию Бонифация VIII и посланный им в 1298 г. в университеты Болоньи и Парижа, для руководства при обучении докторов. Сборник заключает в себе декреталии, изданные после Григория IX, а также постановления лионских соборов 1245 и 1274 гг., разделяется на пять частей и, являясь дополнением к прежним пяти компиляциям декреталий, называется обыкновенно Sexta. Цитируется также, как сборник Григория, с заменой Х цифрой VI. Четвертую часть С. juris canonici составляют так назыв. Клементины — сборник папских декреталий, исполненный в 1313 г. по приказу папы Климента V (см.), одобренный консисторией и посланный в орлеанский университет, занимавший тогда первое место; университеты парижский и болонский получили сборник только при папе Иоанне XXII. Клементины, составляя последний официальный сборник декреталий, называются поэтому С. juris can. clausum. После них дополнения делались комментаторами и издателями отдельных частей источников канонического права. Chappuis, первый издатель полного С. juris canonici, дополнил Клементины двумя сборниками, названными ими Extravagantes Joannis XXII (декреталии до времени этого папы) и Extravagantes communes (декреталии последующие, до Сикста V). Выражение это означает, что новые сборники находятся вне официальных Клементин. Оба они составляют пятую книгу Corpus juris canonici, разделенную на пять частей и назыв. С. juris canonici non clausum. Цитируют Клементины Extravagantes, как Sexta, заменяя VI словами Clem., S. XXII и Extr. Com. Папа Пий IV в 1563 г. учредил комиссию из кардиналов и ученых, которые должны были приготовить новое издание Corpus вместо частных, ввиду усилившегося стремления к критике его текста между учеными. Труд этот был окончен в 1580 г. при папе Григории XIII и опубликован в 1582 г.; он известен под именем издания "римских корректоров" (correctores romani). Позднее, впрочем, к С. juris canonici были присоединены еще несколько трудов, получивших большой авторитет. Один из них дополнил то, чего недоставало С. juris canonici для полной аналогии состава его с С. juris civilis. Это — Институции Лансело, 1563 г., присоединение которых к С. было одобрено папой Павлом V — небольшой учебник, представляющий собой ясное и удобное резюме канонического права. Второе добавление, сделанное Пьером Матье — собрание последующих решений пап, до Сикста V включительно († 1590). Это добавление (Liber septimus) появляется в издании 1671 г. (лионском). Новейшее критическое издание С. juris canonici сделано только в 1879-80 гг. проф. Фридбергом (Лпц.). Являясь основным источником западноевропейск. церковного права (см.), С. juris canonici имеет большое значение и как источник многих постановлений международного, государственного и уголовного права. Особенно сильное влияние оказывали нормы С. juris canonici на развитие уголовного и гражданского процесса и гражданского права Франции и Германии. Для последнего это влияние велико не только в области семейного права, но и других отделов. Будучи отчасти проводником в жизнь римских норм, С. juris canonici вводил и ряд видоизменений римского права, часто представлявших компромисс между римскими и национальными германскими или французскими правовыми идеями. Он является поэтому очень важным источником. наравне с С. juris civilis, и для так назыв. "современного римского права" (см.). Ср. Schulte, "Geschichte der Quellen und Litter. des Can. Rechts" (Штутг., 1875-80); Ad. Tardif, "Histoire des sources du droit canonique" (Пар., 1887); P. Hinschius, "Gesch. und Quellen des kanon. Rechts" ("Holtzendorff's Encyklop.", 5 изд., Лейпциг, 1890); P. Viollet, "Histoire du droit civil franç., accompagnée de notions du droit canonique" (2 изд., Париж, 1893); Суворов, "Курс церковного права" (I).В. Н.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.